Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях » Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Страница 2

Оценка объема движений — «полный», «неполный»; точность — «полная», «неполная», переключение от одного движения к другому — «есть», «нет»; самостоятельность — «полная», «неполная», «с помощью взрослых». Отмечаются дополнительные движения (покачивание) и качественное состояние моторики — «моторная напряженность», «скованность», «повышенная двигательная активность», «расторможенность». Оценка координации движений — «правильная», «замедленная», «нет координации». Оценка осанки —

« правильная «, « неправильная «.

2. Стереогноз и мелкая моторика рук

Выполнение по заданию: а) открыть «Волшебный мешочек» и достать большой и маленький кубик, шарик, яйцо, мозаику большую и маленькую; б) снять кольца с пирамидки. Надеть кольца на пирамидку (регистрируют быстроту и точность движения).

Оценка объема выполнения заданий — «полный», «неполный»; точность — «полная», «неполная». Переключение от одного движения к другому — «есть», «нет». Самостоятельность движений — «полная», «неполная», «с помощью взрослых». Отмечаются сопутствующие движения рук (прикосновение к глазам).

3. Речевая моторика и координация

Проверка по заданию: широко открыть рот, показать зубы, язык вперед («покажи») и положить его на верхнюю губу, потом на нижнюю. Покачать язык в правый и левый углы рта. Сделать язык широким («лопаткой»), узким («жалом»). Удержать язык в заданном положении. Оскаливание зубов, надувание щек. Язык вперед, вниз, вверх. Круговые движения языка по губам. Произношение звука а с широко открытым ртом («сокращение небной занавески). Оценка параметров движений артикуляционного аппарата — «активные», «пассивные» (вялые). Объем — «полный», «неполный». Точность— «полная», «неполная». Последовательность перехода от одного движения к другому — «есть», «нет». Самостоятельность — «полная», «неполная», «с помощью взрослого». Оценка мимических движений, выразительность — «амимичность», «гиперкинезы», «синкинезии».

IX. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка в большом и малом пространствах).

Ориентировка в сторонах собственного тела и напротив сидящего.

Ориентировка в пространстве с выполнением последовательности движения по следующим заданиям: «Возьми игрушку со стола. Держи игрушку в руках. Поставь ее на стол (справа, слева, впереди, сзади). Подойди с игрушкой к шкафу. Положи игрушку в шкаф. Возьми игрушку из шкафа. Подойди к столу. Сядь за стол. Поставь ноги под стол, а игрушку положи на стол, под стол (вверх — вниз)».

Дифференциация пространственных понятий: «выше», «ниже», «дальше — ближе», «впереди — сзади», «справа — слева». Проверка проводится по игровой ситуации — «Где спрятано?»

Ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука. Проверка проводится в игровой ситуации (звучащая игрушка и часы) — «Где лежит (стоит, находится)?»

Проверка конструктивного праксиса по следующим заданиям: «Расположить на настольном фланелеграфе кубик из картона вверху, сбоку, внизу, посередине». Выполнить по подражанию на фланелеграфе фигуры из веревочки — круг («солнце»), квадрат («кораблик»), кривую линию («волна»). Задания даются в игровой форме: «Сделай из веревочки вверху солнце, внизу — море, а посередине — кораблики».

Задания с мозаикой: Выложить (по подражанию) из мозаики прямую линию, флажок, круг, квадрат. Регистрация выполнения всех заданий — «Полно», «Неполно», «Отсутствует».

X. Исследование речи.

1. Проверка фонетико-фонематической стороны речи

а) Проверка произношения звуков по подражанию и самостоятельно. Произношение изолированных звуков и в слоговых сочетаниях: простых и со стечением согласных звуков. Произношение в словах различной структуры, предложениях, связной речи. Регистрация: «Норма», «Множественные отсутствия, искажения», «Единичные отсутствия, искажения», «Множественные замены», «Единичные замены». Характеристика произносительной стороны речи (нарушение группы звуков): «Сигматизмы», «Ротацизмы», «Ламбдацизмы».

б) Проверка слуховой дифференциации звуков фонетически близких: звонких — глухих, твердых — мягких, аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих (с, з, ш, ж, ч, п, б, к, г, д, т) с помощью следующих заданий: Поднять руку, если будешь слышать звук (называется нужный звук). Звуки дают изолированно и в следующих слогах: са-ша, ша-са, са-за, ша-жа, жа-за, ач-ас, па-ба, ма-да, ка-га, рала, са-ся и т. д. Повторить слоги.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагог как центральная фигура в образовании учащегося
Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно влияет на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени отно ...

Средства народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...

Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне оче ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0252