Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях » Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Страница 3

в) Изучение языкового анализа и синтеза (анализ предложений на слова, фонематический и слоговой анализ, синтез и фонематические представления).

—Анализ предложений на слова (количество слов и последовательность): «Машина едет», «Рак ползет», «Лиса бежит быстро».

—Слоговой анализ с определением количества слогов и последовательности в словах различной структуры: рак, лиса, машина.

—Определить звук на фоне слова с заданием «Слышишь ли ты звук с в слове сыр? — (поднять руку)». Даются слова: сыр, стул, оса, нос, шкаф, голова, рис.

—Определить место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце): сок, оса, нос.

—Определить количество звуков в словах: сок, мама, доска.

—Определить последовательность звуков в слове («какой звук в начале слова, а потом?): сок, мама, доска.

—Задания на слоговой синтез. Составить слово из данных слогов. Слоги даются в ненарушенной последовательности: во, ро, на; слоги даются в нарушенной последовательности ка, ру; на, ма, ши. «Что это?» — «Рука, машина» (указывается на руку и игрушечную машину). «Как из этих слогов составить слово?» — «Рука, машина»?

—Задания на звуковой синтез. Составить слово из данных звуков. Звуки даются в ненарушенной последовательности: м, а, к. Звуки даются в нарушенной последовательности — т, о, р. «Что это?» — «Рот» (указывается на рот). «Как из этих звуков составить слово рот?»

—Задания на фонематические представления. «Придумать слово на звук (заданный)» или «Разложить картинки по стопочкам, названия картинок включают звуки с — ш и др.» (даются оппозиционные звуки).

Регистрация результатов: «Слуховая дифференциация звуков» — «есть», «нарушена», «нет». «Фонематический анализ» — «есть», «недостаточно сформирован», «нет». «Фонематический синтез» — «есть», «недостаточно сформирован», «нет». «Фонематические представления» — «есть», «недостаточно сформированы», «нет».

2. Исследование лексико-грамматической стороны речи

а) Импрессивная речь.

—Проверка объема и качества пассивного словаря с помощью заданий: «Покажи, где — стол, стул, шкаф, мяч, машина, заяц, платье, тапочки, полотенце, мыло, стакан, тарелка, ложка?» (беседа по предметам окружающей обстановки, игрушкам, одежде, предметам быта и т. д.).

—Проверка понимания обращенной речи (понимание предложных конструкций) посредством задания: выполнить поручение: «Посади зайчика на стул»; «Возьми тарелку и ложку. Покажи, как кушают суп»; «Покажи, как дети умываются»; «Покажи, как утром ты чистишь зубы»; «Покажи, как утром ты причесываешь волосы».

—Выяснение понимания текстов различной сложности. Прочитываются или рассказываются тексты стихотворений, сказок, содержание которых дети должны пересказать по вопросам: «Снежная баба», «Лиса и гуси», «Шарик».

Регистрация по качеству импрессивной речи: «понимание речи полное», «понимание отдельных фраз», «понимание отдельных слов».

б) Экспрессивная речь. Исследование словаря.

—Проверка объема и качества активного словаря. Выяснение номинативной функции слова — предметная его соотнесенность (выяснение понимания употребляемых слов и знание значения этого слова. Слабовидящим детям предлагаются картинки или предметы. Слова: стол, стул, шкаф, тарелка, стакан, ложка, цветок, дерево, рука, голова, нога, собака, кошка, корова, заяц. Дети должны дать название каждого изображения. Задание: «Что это? Назови».

—Проверка названия предметов по их назначению. Вопросы: «Что зимой надевают на ноги, голову, руки, туловище?», «Чем расчесываются, умываются, вытирают руки?» (расческой, мылом, полотенцем), «Чем едят суп?» (ложкой), «Из чего пьют компот, молоко?» (из стакана).

—Проверка знания обобщающей функции слова (по предметам и картинкам): посуда, игрушка, мебель, одежда, обувь (последнее — для детей подготовительных групп детского сада). Задание: «Что это? — Назови», «Положи в эту стопочку (сторону)», «Как все это вместе называется?» (в стопочке, в стороне).

—Исследование употребления слов, обозначающих действие. Задания даются по серии картинок, по выполнению действий с предметами и по описанию действий.

Вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает (ют)?», «Что делает птица? «, « Что делает рыба? «.

—Исследование употребления прилагательных с помощью вопросов. «Стакан из стекла. Как сказать — какой стакан? (стеклянный), «Стол из дерева. Как сказать — какой стол?» (деревянный). Даются две ленты — широкая и узкая. Вопрос: «Какая это лента» (широкая), «А эта лента какая?» (узкая). Два карандаша — большой и маленький. «Какой это карандаш?» (большой), «А этот карандаш какой?» (маленький). Слабовидящим дается задание: назвать прилагательные по признаку предмета: «Шарик какой?» (голубой), «Яблоко какое?» (красное), «Карандаш какой?» (зеленый).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также совре ...

Требования к оформлению слайдов
1. Стиль: следует соблюдать единый стиль оформления; избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информа ...

Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста посредством физкультурных занятий
Цель: Разработать серию занятий по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Составить конспекты физкультурных занят ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru