Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях » Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения

Страница 1

С учетом выше сказанного проводится логопедическое обследование дошкольников с нарушением зрения для выявления уровня речевого недоразвития и составления коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи.

Методика логопедического обследования должна быть построена так, чтобы можно было сделать сравнительный вывод о формах и причинах речевых нарушений, о влиянии возрастных особенностей, условиях воспитания и окружающей среды. Для всестороннего и объективного изучения устной речи слабовидящих детей необходимо использовать не только логопеда, но и специалистов разных областей. Данные медицинского изучения детей должны быть взяты из медицинских карт, имеющихся в детских садах. Но, учитывая довольно часто встречающуюся неполноту картины, необходимо обращаться к помощи специалистов для уточнения диагноза (зрительного, слухового и психоневрологического).

В данной работе рассматривается статья, в которой, предлагается методика логопедического исследования, экспериментально разработанная автором. В процессе создания методики были использованы материалы, опубликованные в работах Р.А. Беловой-Давид, Л.А. Даниловой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, М.И. Земцовой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской и других. Основу методики, составляло то ее содержание, которое было направлено на изучение слабовидящего ребенка и его речи. Содержательная сторона изучения слабовидящих детей и их речи определялась в зависимости от возраста (6—7 лет). При этом содержание материала всегда приводилось в соответствие с программными требованиями. Содержание материала для изучения речи детей детского сада определялось содержанием программы массового детского сада с корректировкой ее программой детских садов для детей с нарушениями зрения и материалами для изучения дошкольников с нарушениями речи. Материал был подобран таким образом, чтобы, не устанавливать заранее границу речевого развития, выявить потенциальные возможности детей. Поскольку у многих детей с глубокими нарушениями зрения нет опыта совместной игровой деятельности, то во всем обследовании выполнению заданий ребенком предшествовали инструкции, показ, совместное выполнение.

Учитывая все рассмотренное выше (выявление речевых и неречевых параметров, наполнение материалом программы изучения речи в зависимости от возраста детей, программных требований, сравнительного выявления потенциальных возможностей детей), основу методики исследования речевых и неречевых объектов, способов регистрации результатов можно представить следующим образом.

I. Анкетные данные (в том числе с учетом времени пребывания в детском саду).

П. Анамнез. Регистрация «Анамнез нормальный». «Анамнез отягощенный» — вредности внутриутробного и постнатального развития, патология родов, задержка физического развития, позднее появление речевых реакций, импрессивной и экспрессивной речи, неравномерность формирования фразовой речи.

III. Физическое и нервно-психическое состояние здоровья ребенка. Регистрация — «нормальное», «осложненное» (данные из медицинской карты).

IV. Условия общения до поступления в организованный коллектив. Регистрация «Удовлетворительные» — педагогически направленное общение со старшими, младшими детьми и сверстниками. «Неудовлетворительные» — отсутствие внимания к развитию речевых контактов у ребенка (со стороны близких людей и окружающих).

V. Диагноз зрительного нарушения, степень и время утраты или снижения зрения, причины (абсолютная слепота, остаточное зрение от 0,01—0,04; 0,05—0,1; 0,1—0,2; 0,2 до 0,4 и выше, приобретенная форма до 1 года, до 2 лет, 3 лет, с 4 до 5 лет, с 5 до б лет или врожденная, травмы, заболевания ЦНС, общие заболевания, неустановленные причины).

VI. Заключение о состоянии биологического слуха, взятое из медицинской карты («полный», «сниженный»).

VII. Строение артикуляционного аппарата («нормальное», «с негрубыми отклонениями», «с грубыми отклонениями»).

VIII. Исследования общей и речевой моторики по следующим параметрам: объем движений, точность, переключения от одного движения к другому, самостоятельность. Координация движений. Наличие синкинезий.

Моторные навыки. Координация. Равновесие. Осанка

Проверка по заданиям: а) одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, обуваться; б) пройти от окна к двери, размахивая правой и левой руками. Остановиться, встать на носочки, присесть. Покатать мяч на полу от руки к руке; в) руки вперед, назад, вверх, вниз. Руки над головой — в руках флажок. Переложить флажок из правой руки в левую. Правую руку вверх, а ноги в стороны. Руки в стороны. Левую ногу вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Возрастные особенности и особенности социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе
Проблема социальной адаптации детей, находящихся на подвозе – это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спе ...

Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...

Формирование двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ни ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.5652