Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях

Проблема нарушения речи у детей с дефектами зрения в логопедическом плане, судя по немногочисленным литературным данным, ни в один из периодов развития дефектологии углублено не изучалась и не разрабатывалась.

Лишь с 20—30-х гг. XX в. начинают появляться единичные логопедические работы, специально посвященные нарушениям речи у детей с дефектами зрения. Но исследования длительное время ведутся главным образом в плане изучения нарушений звукопроизношения.

В 60—70-е гг. в логопедии появляется целый ряд работ, в которых рассматриваются вопросы о характере системного недоразвития или распада речи. Системный анализ речевых нарушений у детей дал основание по-иному увидеть те аспекты, которые могли иметь значение для понимания речевых нарушений, их природы у детей с дефектами зрения. Из тех работ, которые вышли в свет в 60—70-е гг., наибольший интерес представляют исследования специалистов в области логопедии и тифлопедагогики (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк).

Во всех рассмотренных работах (по нарушениям звукопроизношения и по системному недоразвитию речи) отмечается, что речевые расстройства встречаются у детей с дефектами зрения значительно (полтора—два раза) чаще, чем у зрячих детей. Данные о причинах этих нарушений в литературе разноречивы. Большая часть авторов связывает речевые расстройства у слепых и слабовидящих детей непосредственно с дефектами зрения (степень нарушений зрения и временем его появления). Но в литературе имеются разрозненные данные и о том, что у таких детей речевые расстройства могут быть следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия и соматических факторов, ограничения непосредственных контактов с окружающим миром, неблагоприятного влияния окружающей среды, слабого развития моторики и координации и др.

Весьма немногочисленными являются сведения, представленные в логопедической и методической литературе, о содержании и направленности коррекционной речевой работы с детьми, имеющими дефекты зрения. Существующий материал свидетельствует о том, что методика логопедической работы определена главным образом в плане коррекции нарушений звукопроизношения (В.К. Иванова, М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, А.Д. Шипило, СВ. Яхонтова). А в плане формирования у дошкольников с нарушением зрения таких компонентов речевой системы, как лексико-грамматического строя речи, авторами более углубленно и расширенно не рассматривается. Проведенные исследования позволили выделить четыре уровня нарушений сформированности речи у этой категории детей. И сделать вывод, что не последнее место среди этих нарушений занимает нарушение лексико-грамматического строя речи.

Этим и объясняется актуальность темы данной аттестационной работы.

Проблема исследования: определение и обоснование путей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

Объект исследования – логопедическая работа с детьми, имеющими нарушение зрения.

Предмет исследования – формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения в процессе логопедического занятия.

Цель исследования – разработка, описание и реализация логопедических условий формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях

Исходя из поставленной цели определены задачи исследования:

изучить логопедическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников с нарушением зрения лексико-грамматического строя речи;

раскрыть понятие «лексико-грамматический строй речи» в общем компоненте речевой системы;

охарактеризовать особенности речевого развития дошкольников с нарушением зрения;

раскрыть особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения;

разработать методику коррекционно-развивающего обучения, способствующую преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи на логопедических занятиях.

Гипотеза исследования: формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях будет обеспечиваться если:

- будет использоваться комплекс адаптированных для данной категории детей упражнений подразделенных на тематические группы;

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, реферирование, обобщение, конспектирование, цитирование, аннотирование, составление библиографического списка.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов, обеспечивающих эффективное развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

Еще по теме:

Сущность понятия «экологическое образование»
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяю ...

Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и ...

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с из ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2221