Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 1

Сегодня общепризнано, что статус и авторитет личности в значительной степени определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы, самостоятельности ее мышления, качеств ума, способности аргументировать правильность не только своей точки зрения, но и понять и принять точку зрения другого человека, проявить находчивость, сообразительность, остроумие. С уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать обдуманные и взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. Вот почему развитие самостоятельности мышления относится к числу одной из основных задач обучения.

В концепциях развивающего обучения формированию мышления уделяется особое внимание. Однако недостаточно осознавать значимость мыслительной сферы для обучения. Необходимо заботливое, систематическое культивирование мышления в учебном процессе, формирование у обучаемых особого отношения к нему как одному из приоритетных показателей личностного развития. Уже на этапах начального обучения ученик должен понять, что мышление можно развить, вступая в дискуссию, спор, возражая тем, кто имеет иные способы восприятия и способы мышления.

При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности (по нарастающей сложности).

Кроме того, в экспериментальных исследованиях, проведенных Л. А. Ростовецкой, убедительно показано, что развитие самостоятельности мышления связано прежде всего с формированием собственных суждений и мнений. Это обусловлено тем, что суждения и мнения вплетены в саму ткань мыслительного процесса. Без соответствующего уровня их сформированности нельзя вести речь о развитии творческого мышления, о креативности как важнейшей личностной характеристике. Противопоставление некоторыми психологами логической и творческой сторон мышления является необоснованным и потому, что само творчество предполагает наличие у личности собственной точки зрения, мнения, убеждений.

Изучение самостоятельного мышления учащихся показало, что одной из основных особенностей их суждений является глобальное, недифференцированное отношение к своим и «чужим» высказываниям и суждениям. Учащиеся не сразу научаются разграничивать свою собственную позицию и позицию партнера. Если же акцентировать их внимание на понимании позиции партнера по общению, то они научаются определять основной смысл суждения и давать ему оценку.

Установлено, что с выделением основной мысли учащимся удается справиться быстрее, так как понимание фактической стороны высказываний преобладает над критической, оценочной. Оценка суждений почти всегда вызывает затруднение. При этом самым сложным является оценка логики рассуждений. Учащиеся легче устанавливают истинность или ошибочность содержания суждений, чем логику рассуждения партнера.

Основными барьерами на пути к пониманию позиции партнера, к осознанию логики его высказываний являются стойкие, сформированные в прошлом опыте учащихся стереотипы восприятия объектов. Они научаются видеть объекты под определенным углом зрения, высказывать однозначные суждения. Развитие концептуальной стороны мышления в течение длительного времени остается слабым звеном.

Обнаружена одна «сквозная» особенность суждений учащихся: преобладание интуитивных суждений над дискурсивными (рассудочными, обоснованными предшествующими суждениями). Даже старшие школьники не всегда в своих суждениях отчетливо выделяют тезис, который надо защитить, не всегда осознают необходимость его защиты убедительными аргументами.

Л. А. Ростовецкая выявила влияние особенностей личности учащихся на характер их рассуждений и на успех в решении учебных задач. Наибольшее влияние на суждения школьников оказывают их установки и уровень притязаний в учебной деятельности. Притязания школьников на решение более сложных задач в некоторых случаях мешают им «увидеть» позицию партнера. Они склонны недооценивать ее и переоценивать свою собственную позицию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества
Отдельные детали реализации приоритетного национального проекта «Образование» складываются в общую картину, делающую очевидной связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. Следует подчеркнуть, чт ...

Определение конфликта
Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его с ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового н ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.1633