Педагогика и образование » Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения » Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения

Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения

Страница 1

Цель самостоятельной работы – научить учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей учащихся. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур, преподавателей, нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного

В педагогической литературе приведены различные виды планов, но наиболее целесообразным является тематическое планирование самостоятельной работы, в котором отражен отбор и логика расположения учебного материала по теме (разделу) курса, определяющего движение учащихся от незнания к знанию, средства обучения, методы организации учебно-познавательной деятельности и т. д. В работах Б.П. Есипова доказана необходимость не только поурочного, но и перспективного планирования самостоятельной работы.

Л.М. Шведко предложила следующую схему планирования системы самостоятельных работ:

организация содержания темы;

выделение узловых вопросов учебного материала и положений, определяющих его структуру;

выбор наиболее рациональных форм самостоятельных работ.

Следует отметить, что разработка специального плана самостоятельных работ, как это предполагают некоторые авторы, не может быть признана целесообразной по двум причинам. Все задания, определяющие виды самостоятельной деятельности учащихся, рассматриваются в общей структуре учебной темы в соответствии с конкретными задачами и содержанием каждого урока, в единстве с другими методами обучения. Только при таком подходе можно определить место самостоятельной работы при изучении темы, её направленность и характер. Во-вторых, разработка специального плана требует от педагога дополнительных затрат времени.

Наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы – выделить следующие разделы в плане: «работа учащихся под руководством преподавателя», «самостоятельная работа учащихся», при анализе общей структуры материала заранее определить: какие вопросы темы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие самостоятельные работы, направленные на формирование общеучебных умений могут быть проведены, какие воспроизводящие, поисковые и творческие работы необходимо использовать для закрепления знаний и формирования умений, с учетом специфики предмета, какие средства обучения необходимо предусмотреть и подготовить, чтобы все работы были выполнены своевременно.

Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми учащимися точно в срок и с требуемым уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем и должно отражаться в рабочих программах по каждой конкретной дисциплине.

Документальное оформление результатов самостоятельной работы является одним из условий её успешной организации, а также формой её планирования и контроля. Учащиеся должны иметь план и график освоения дисциплины.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Под учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы мы понимаем процесс проектирования и применения системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проблемы гражданского воспитания в современной школе
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - как ...

Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...

Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах формирования словоизменения существительных у детей. Возрастные границы становления системы словообразования и формирования слово ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1155