Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка

Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка

Страница 4

4. Инсценирование. Эта форма работы применяется на занятии или вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств. В некоторых детских садах воспитателями применяется чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, а именно – повторное чтение знакомого произведения и детский пересказ, сопровождающийся действиями с игрушками, или повторное рассказывание сказки, например, «Маша и Медведь», которое тоже сопровождается показом игрушек и действий с ними; настольный картонный театр (например, по сказке «Репка»); кукольный и теневой театр, а также передвижение фигурок на фланелеграфе; иногда демонстрируются мультфильмы, кинофильмы, телепередачи.

5. Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием ролей возможно лишь при условии хорошего знания текста. Существует довольно много видов инсценировок: спектакль или игра-драматизация на занятии, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек в полном исполнении детей. Действие происходит согласно тексту произведения (чаще важные отрывки), но педагогом готовится сценарий или выполняется методическая разработка, по которым разворачиваются потом все действия детей и взрослого.

6. Заучивание наизусть. Этот метод представляет из себя выбор способа передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание (стихотворения или отрывка рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Это ещё и работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений после прочтения его воспитателем - средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. К тому же, выразительное чтение - самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка и его нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.

7. Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ.

Эти приемы комплексные, включающие целый ряд разных словесных и наглядных приемов. Беседа строится в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится тебе этот герой или нет?», вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно?, «Почему им было весело?» и тому подобные; вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту.

8. Рассматривание иллюстраций к литературному произведению и беседа по иллюстрациям. Рассматривание иллюстраций и картин широко применяемый прием, идущий в дополнение к методам чтения или рассказывания литературных произведений. После прочтения детского литературного произведения можно проводить занятие по обзору иллюстраций. Для понимания детьми содержания иллюстраций необходимо: помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?», «Что автор книги написал об . (например, что делают дети, для чего)?» В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя должны требовать от детей анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, новых понятий, т.е. нужных знаний и нравственных и социально значимых представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Наглядные методы производственного обучения
а) Демонстрация объектов и наглядных пособий Представляют собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явления ...

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе ...

Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного учебно-методического обеспечения
Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru