Вообще, варианты занятий могут быть настолько разнообразными по составу описанных методов и приемов, что можно привести здесь либо самые традиционные и общие по принципам проведения, либо достаточно интересные. Из традиционных можно вспомнить такие занятия как: рассказ воспитателя по определенной теме с дальнейшим прочтением литературного произведения, подкрепленного иллюстрациями, фотографиями; пересказ сказки после повторного её прочтения; беседа на тему (например, приближающегося праздника); рассказ и беседа с детьми по картине; поочередное рассматривание серии тематических картинок в неправильной последовательности, а правильную последовательность устанавливают дети; игры со словами на занятиях, книжные выставки и последующие беседы. Из интересных занятий, с применением нестандартных методов и приемов, можно вспомнить такие как:
для улучшения знания произведения и укрепления нравственных представлений
- выставки кукольной одежды для персонажей сказок с беседой с детьми по вопросам и последующие дидактические игры на занятии; занятие-игра в библиотеку прямо на выставке; чтение, заучивание наизусть и последующая игра-драматизация;
для развития не только нравственных качеств, а и фантазии детей
- занятия типа «Придумай рассказ», «Создай свою сказку», «Выбери начало», «Выбери концовку сказки» (рассказа);
для формирования представления детей об описании героев, событий и умения определять недостатки описания
- занятия типа «Нарисуй портрет», «Учись рассуждать»;
для развития положительных качеств, фантазии и умения детей видеть возможности развития сюжета
- занятия типа «Составим разные рассказы».
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Выводы по первой главе
Нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на описанных в параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).
Нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении, направленное на формирование у них прочных нравственных чувств - доброты, отзывчивости, чуткости, любви к близким и уважения ко всем людям, чувств дружбы, любви к родине, трудолюбия, чувств соучастия, сопереживания и сострадания, а также воспитание навыков культурных отношений в обществе, должно базироваться на педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).
Личностная готовность ребенка к школе
Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формир ...
Цели, задачи и содержание обучения грамматике
Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении "грамматический строй", т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который осмысливает и осознает в процессе школьного обучения. С другой ст ...
Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении
окружающего мира
Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний. Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение. В отечественной педагогике еще на рубеже XIX-XX вв. была выдвинута ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.