С заданием по составлению индивидуального рассказа справились только некоторые дети. Многие не сумели достаточно четко отразить в своих рассказах то, о чем у них было спрошено (о труде нянь, воспитателей, о том, как относятся к ним и как относятся они к работникам сада, друг к другу).
Из анализа состоявшейся беседы и анализа рассказов, придуманных дошкольниками, видно, что представления детей о нравственных чувствах развиты слабо.
На втором этапе констатирующего эксперимента мы изучали опыт работы дошкольного учреждения по проблеме исследования.
Для достижения этой цели мы пронаблюдали занятие детей «Труд в библиотеке», занятие проходило под руководством воспитателя (Приложение 16 - занятие). Для нас важно было определить:
- сформированы ли нравственные чувства (отзывчивости, взаимопомощи, ответственности к просьбам товарищей и взрослого);
- получают ли дети удовлетворение от совместного труда с взрослым;
- сформированы ли дружелюбие, любознательность, трудолюбие;
- сформировано ли отношение к важности каждого человека и его труда в общем деле;
- сформировано ли понятие бережливости (в данном случае к книгам), а также стремление быть аккуратным, добросовестным.
В ходе занятия «Труд библиотеке» воспитатель вызвала к себе 8 помощников, с желанием откликнулись только двое детей, остальных воспитатель привлекла сама. Затем воспитатель сказала детям: «Книги – наши друзья! Они учат нас всему! И чтобы больше знать, и чтобы лучше стать - мы обращаемся к ним!». Воспитатель обосновала, что книгам нужна помощь, она предложила детям поработать вместе в групповой библиотечке: собрать и аккуратно поставить книги, подклеить у поврежденных книг обложки и страницы, яркие большие книги и иллюстрации расставить на видном месте, но прежде вытереть пыль на полках, протереть и другие имеющиеся здесь же предметы. Поменять бумажное покрытие на полках и столиках. Постараться запомнить, есть ли новые книги, которые хотелось бы прочитать или, наоборот, вспомнить отрывки из прочитанных книг. Воспитатель каждому дала задание, и поэтому сообщила детям, что важен труд всех и каждого в отдельности.
Но, к сожалению, многие дети работали нехотя, иногда отвлекались, исподтишка толкались, не проявляли друг к другу внимания, что подчеркивает их недобросовестность в работе, не было и взаимопомощи. Дети отзывались лишь на просьбы воспитателя, и иногда хорошо помогали педагогу. Однако не проявляли любознательности к книгам, с которыми работали, не запоминали специально названия и не напоминали воспитателю, какую книгу надо будет прочитать. Когда Дима, хорошо работающий мальчик, случайно разлил клей, то только девочка Наташа с желанием откликнулась помочь ему, чтобы этот клей убрать. Другие же дети просто посмеялись над ним.
По окончании труда дети помогли педагогу по его просьбе убрать, но не хотели помогать другим, кто ещё не справился со своим заданием.
На втором этапе нами осуществлялось наблюдение за самостоятельной игрой детей.
В наблюдении для нас важно было определить:
- умеют ли дети играть дружно, весело, учитывают ли обоюдные интересы;
- умеют ли помогать друг другу, проявляя доброту и отзывчивость;
- сформированы ли навыки взаимоотношений, привычка к культурному обращению в среде сверстников;
-умеют ли принимать в игру других детей;
- испытывают ли чувство удовлетворения от участия в играх, от помощи сверстникам, от положительного результата игровой деятельности;
- сформированы ли у детей представления о расширении контактов, о дружелюбии и хороших взаимоотношениях с товарищами, о доверии друг к другу.
Анализируя, как дети играли в лодочки, мы выделили, что дети играли недружно, ссорились, оспаривая, чья лодочка лучше. Те мальчики, которые умели делать лодочки не хотели сделать их другим детям или хотя бы показать, как лодочки делаются. Мальчики также не желали принимать в игру девочек, только когда вмешался воспитатель, чтобы предотвратить конфликт, игра изменилась. Мальчик Сережа отдал свою лодочку Севе, сказав: «Возьми, я себе ещё сделаю». В игру вступили и девочки Галя и Света, они, по подсказке воспитателя, стали учиться у Сережи делать лодочки и пускать их.
При наблюдении мы отметили, что многие дети очень скупо идут на помощь другим самостоятельно, хотя просьбы педагога исполняют, что подчеркивает их неровные отношения к детям и людям, исполняются просьбы только тех людей, от кого зависит положение.
Кроме этого, нами проводилось наблюдение за выполнением заданий-упражнений, которые воспитатель давала детям, разделив их на подгруппы:
- упражнение «Нарисуй словесный портрет любимого книжного героя» - выполняла одна подгруппа;
- упражнение «Осмысли значение пословицы и составь небольшой рассказ, отражающий её значение» – другая подгруппа.
Но дети, к сожалению, справились и с этими заданиями слабо. Описывая Незнайку, Сиропчика, Чиполлино, о которых они знали достаточно (им читали о них раньше), дети описали только внешний вид героев, не сказав ничего о их поведении, действиях, качествах.
Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим
недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...
Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения
дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явл ...
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.