умеет ли держать свое слово,
любит трудиться один или сообща,
добросовестен ли,
доводит ли начатое доброе дело до конца.
Показатели морально- нравственной культуры ребенка:
доброта,
отзывчивость,
чуткость,
сострадание,
честность,
справедливость,
трудолюбие,
общительность,
дружелюбие,
бережливость.
3. Показатели коммуникативной культуры ребенка:
умеет ли непринужденно общаться со сверстниками и взрослыми,
умеет ли по собственному желанию оказывать помощь товарищам, малышам, взрослым,
умеет ли делиться со взрослыми и детьми успехами и неудачами.
По нашим данным первый уровень - самый высокий был установлен у 4 человек (24%), это дети, которые проявляют доброту, отзывчивость, чуткость, легко вступают в контакт с другими детьми и помогают им в игре, труде, занятиях. Стремятся выполнять задания и работу добросовестно, доводят дело до конца. Привлекают в помощь себе товарищей и сами всегда приходят им на помощь, увлекаются занятиями и трудом. Умеют культурно обращаться к сверстникам и взрослым, умеют уступать, если нужно. Сформированы чувство удовлетворения от взаимопомощи в игре и в занятиях, от проявленного внимания, от добросовестного труда, а также другие гуманные чувства.
Второй уровень - средний, у 7 человек (41%), это дети, которые вступают в контакт с другими детьми, помогают им при желании, умеют проявлять добрые чувства, стремятся выполнять задания и работу хорошо, но из-за частой смены положительных и отрицательных эмоциональных состояний у них происходят колебания настроения, а, следовательно, и смена положительных и отрицательных побуждений, не хватает организованности. Доводят свою деятельность до результата лишь в случаях помощи других, при советах и поддержке воспитателя, а также в самых привычных условиях. Испытывают чувство удовлетворения при хорошем исходе дела, но очень огорчаются при неважном исполнении задания или работы, однако не испытывают тяги улучшить результаты и не устанавливают причин неправильного выполнения заданий и поручений. Лишь частично сформированы чувства отзывчивости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательности, дружелюбия, культурного общения со сверстниками.
Третий уровень - самый низкий, у 6 человек (35%), которые не знают норм нравственного поведения или, все-таки зная правила и требования, не обнаруживают необходимость их выполнения для себя лично. Дети практически не стремятся к проявлениям отзывчивости, доброты, взаимопомощи, дружелюбия, к проявлениям честности, справедливости, они равнодушны к нарушениям порядка, не доводят начатое дело до конца. Стараются меньше участвовать в совместных занятиях и работе, не стремятся к интересным делам и играм, плохо контактируют с товарищами по группе и детьми из других групп, часто выходят из себя, обижаются при предъявлении требований. Нравственные чувства не сформированы. Результаты констатирующего эксперимента отражены в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента отражены в значениях и в процентах (%):
Таким образом, проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности нравственных чувств у детей 6-6,3 лет, об этом можно судить по содержанию ответов детей во время индивидуальной беседы, по не умению детей составить простые и четкие рассказы по заданным вопросам, и анализируя наблюдения занятия «Труд в библиотеке», проведенного с детьми на 2 этапе констатирующего эксперимента, и самостоятельной игровой деятельности детей, а также исходя из ответов анкетирования родителей. Всё это дало возможность выявить, что большинство детей имеют средний (41 %) и низкий (35%) уровни сформированности нравственных чувств.
Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что большинство родителей не уделяют особого внимания нравственному воспитанию, не создают в семье благоприятные условия для формирования нравственных представлений у детей с помощью художественной литературы, не формируют такие нравственные чувства, как доброта, отзывчивость, чуткость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, добросовестность, соучастие, сострадание, любовь к окружающему миру и родине.
Полученные данные подтверждают необходимость организации формирующего этапа эксперимента.
Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической
литературе
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие а ...
Этапы развития конфликта
Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприят ...
Межпредметные и внутрипредметные связи, способы их реализации
В данной теме межпредметные связи реализуются на уроках физики по ряду вопросов. Первые сведения по электростатике учащиеся получают на уроках природоведения. В учебнике довольно подробно в увлекательно форме описаны сведения об опытах Ломоносова по наблюдению за атмосферным электричеством и описан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.