Педагогика и образование » Использование нетрадиционных педагогических технологий в реализации дифференцированного обучения » Дифференцированное обучение и его классификация

Дифференцированное обучение и его классификация

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Постепенно вопрос о том, что все дети разные и индивидуальный подход необходим, поднимается все чаще.

Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна и привлекает к себе педагогические и научные взгляды, в ее решении многие видят совершенствование и возможность перспективных вариантов развития школы, перерождение существующих тенденций обучения и воспитания, возможность развития индивидуальности учащихся и демократизации.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существует несколько определений понятия дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение – это:

форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении – это:

создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Для раскрытия понятия шире, рассмотрим систему классификации дифференцированного обучения.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешенные классы, команды, школы);

по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

по уровню умственного развития (уровню достижений);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);

по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассовую (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриклассовую, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассовую дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.

Еще по теме:

Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
Используя данные методики, нами были получены следующие результаты: Таблица 1 - Сводная таблица показателей проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре (экспериментальная группа) № п/п Ф.И. детей (пара) Умеют ли договариваться, приходить к общему решению Взаимны ...

Методика "Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий"
Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти. Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и ...

Разработка учебных занятий в средней и высшей школе
Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность" Цели: Образовательные: систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител; углубление понятия толерантность. Развивающие: развитие способности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0083