Педагогика и образование » Использование нетрадиционных педагогических технологий в реализации дифференцированного обучения » Дифференцированное обучение и его классификация

Дифференцированное обучение и его классификация

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Постепенно вопрос о том, что все дети разные и индивидуальный подход необходим, поднимается все чаще.

Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна и привлекает к себе педагогические и научные взгляды, в ее решении многие видят совершенствование и возможность перспективных вариантов развития школы, перерождение существующих тенденций обучения и воспитания, возможность развития индивидуальности учащихся и демократизации.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существует несколько определений понятия дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение – это:

форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении – это:

создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Для раскрытия понятия шире, рассмотрим систему классификации дифференцированного обучения.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешенные классы, команды, школы);

по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

по уровню умственного развития (уровню достижений);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);

по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассовую (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриклассовую, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассовую дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.

Еще по теме:

Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
В результате проведенного исследования было выявлено, что при выполнении творческих этюдов и заданий у детей совершенствуются и развиваются уровень творческих способностей. "Изобрази настроение". При сравнении результатов выполнения задания на констатирующем и формирующем этапе, было выяв ...

Учебное пособие
Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть также сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных знаний и формированию ум ...

Активные методы обучения
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0203