Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Исследовав историю, теорию, практику и перспективы развития системы профессионально-педагогического образования, можно утверждать, что профессионально-педагогическое образование, как социально-педагогическая система: подвержено влиянию законов и тенденций развития общества, определяющих его внутрисистемное становление и развитие; характеризуется неравномерностью динамики инновационных преобразований в системе; недостаточным уровнем интеграции науки, образования и производства, а также отсутствием экономической и социальной обоснованности ее развития. Выявление характерных принципов построения непрерывной подготовки педагога профессионального обучения дает нам основание сделать вывод, что непрерывная подготовка педагогов профессионального обучения в системе профессионально-педагогического образования определяется универсальной концепцией непрерывного профессионального образования и опирается на педагогические принципы, программные документы, законодательные акты в сфере общего и профессионального образования РФ и требует разработки нового концептуального подхода к непрерывной подготовке педагогов профессионального обучения с опорой на интегрированную систему обучения как целостного проекта: целевого, социально и личностно ориентированного, содержательного, деятельностного, продуктивно-компетентностного, результативного.
2. Многофакторный анализ непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в условиях интегрированной научной, образовательной и производственной среды университета показал, что основными дидактическими компонентами концепции такой подготовки являются: цели ‑ формирование универсальных и профессиональных (академических и предметно-специализированных) компетенций будущего специалиста; профессионально-творческой и интеллектуальной инициативы личности и ее гуманистическго мировоззрения; мобильности, конкурентоспособности; подходы – системный, когнитивно, деятельностно, личностно и креативно ориентированный, проблемно-логический, исследовательский; принципы – непрерывность, многовариативность, интегрированность, опережающее обучение, преемственность, гуманизация и демократизация образования (интеллектуальное сотворчество, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и др.); инновационное содержание – учебно-методический комплекс специальности с включением педагогических технологий креативного обучения (цикл дисциплин по методологии инженерного творчества – 300 часов), 3-уровневые модули курса по введению в специальность: довуз – «Начальный профессионально-ориентированный практикум по профессии», вуз – курс «Введение в специальность» ‑ 1-й семестр, курс (в рамках междисциплинарных связей) в структуре интегрированной системы обучения – «Профессиональные компетенции и инновации» ‑ 9-й семестр; интегрированная система обучения ‑ 8,9,10-й семестры (32% от всего периода обучения); инновационные средства – многомерные эвристические диалоги; компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи и др.; инновационные организационные формы – многовекторное прохождение практики в рамках интегрированной системы обучения, внутренняя и внешняя диагностика образовательного процесса (независимая общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ), диагностика профессионально-творческого развития личности обучающегося; дидактические требования – целостность педагогического проекта как системы; периодизация, учитывающая уровни усвоения компетенций (подготовительный, фрагментарно-репродуктивный, оценочно-информационный, креативный, интеллектуальный ресурс); результаты – достижение сбалансированного и гармоничного синтеза академических и профессионально-ориентированных знаний и компетенций, базовых практических навыков (самого высокого рабочего разряда, сенсомоторной культуры в рабочей профессии); становление интеллектуально-творческой инициативы; готовность будущего специалиста к профессиональному саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию и формированию знания «на опережение».
Теория элементарного образования Песталоцци
Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци б ...
Формы работы социального педагога
Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи. Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности пробл ...
Социальные проекты старших подростков
В настоящее время, несмотря на государственный заказ, государственные и корпоративные программы поддержки социальных проектов школьников, отсутствует единая норма организации такого рода проектов. Тема социального проектирования сегодня обсуждается как актуальная и в сфере образования, и в сфере мо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.