Педагогика и образование » Совместимость в творческом коллективе » Понятие “коллектив”

Понятие “коллектив”

Страница 2

В свою очередь А.С. Залужный в добавление к перечисленным Е.А. Аркиным, закладывает в понимание коллектива такой признак, как умение самостоятельно распределять работу среди своих членов и подчиняться требованиям коллектива.

Новаторским и методически верным был подход к изучению коллектива у А.С. Макаренко. Он исходил из того, что коллектив – есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива, который объединяет людей не только общими целями и в общем труде, но и в организации этого труда. Далее он уточняет: “Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения, где отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом единении”.

Долгие годы авторитет А.С. Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гумманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С. Макаренко.

Одним из первых таких исследователей, был доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров. Вот выдержка из его книги: « . Тем и страшен Макаренко, — отвечал я спокойно, — страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание — буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!»

Стремление увидеть коллектив как целостное объединение характерно для работ А.Л. Шнирмана, Т.Е. Конниковой.

Специальному же изучению коллектива как системы посвящены работы Л.И. Новиковой и сотрудников ее лаборатории.

В качестве ведущего признака они предложили ввести понятие поле коллектива. Поле является основной характеристикой коллектива, ибо все образующие его компоненты действуют на ребенка не как отдельные факторы, а в определенной целостности. Основу поля составляет:

морально-интеллектуальное содержание, стиль и тон деловых и личных отношений;

направленность его проявляется в общественном мнении и целостных ориентациях;

устойчивость ему обеспечивают коллективные традиции;

колебания его отражаются в настроениях коллектива.

Уровень функционального описания и исследования поведения коллектива соответствует принципам исследования системных объектов. При этом коллектив рассматривается как качественно высокая степень развития контактной группы, как чрезвычайно сплоченная динамическая система.

Предполагаются следующие системообразующие признаки коллектива:

социальная направленность;

групповая деятельность;

организованность группы;

подготовленность к групповой деятельности;

интеллектуальное единство;

эмоциональное единство;

психологическое единство.

Организованное единство группы – оптимальная организация элементов системы, обеспечивающая высокий уровень их взаимодействия, способность к взаимозаменяемости, самоуправляемость и эффективность управления. Это проявляется в координации действий людей, характере взаимной зависимости, обеспечивающей динамическое равновесие системы, в субординации членов групп, указывающей на неодинаковость их положения в коллективе.

Направленность групповой деятельности – показатель целесообразности, соответствие целевых установок и содержательной стороны деятельности группы целям и ориентациям более широких общностей, куда включена группа. Соответствие или несоответствие норм, ценностных ориентаций группы целям, нормам, ориентациям более широких систем дает основание говорить об уровне нравственной направленности групповой деятельности.

Подготовленность к групповой деятельности – показатель своеобразной врабатываемости людей, степень “обученности” взаимодействию в результате опыта, имеющихся знаний о качествах друг друга, возможностях людей. В качестве индикатора подготовленности выступает социально-психологическая совместимость (деловая и межличностная). Подготовленность выражается в способности к интеграции вкладов каждого в достижении общего результата.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Строение углеводородов ряда этилена
Характерное строение соединений, как и в случае предельных углеводородов, выясняется на примере первого представителя гомологического ряда - этилена. Этилен, его строение. Для ознакомления учащихся с этиленом его демонстрируют в газометре или стеклянных цилиндрах. Опытное подтверждение наличия угле ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2173