Педагогика и образование » Совместимость в творческом коллективе » Понятие “коллектив”

Понятие “коллектив”

Страница 3

Психологическое единство – единство психологических связей и отношений. Основным понятием системы является наличие определенных связей, меняющихся по форме и обуславливающих включение в систему то одних, то других элементов при условии сохранения взаимодополняемости элементов и типов их связей на всем протяжении развития системы.

Понятие связь в общей теории системы многозначно. Для нас интересны две основные группы связей:

связи взаимодействий, которые определяются целями, поставленными перед людьми;

функциональные связи, обеспечивающие реальную жизнедеятельность групп и коллективов.

Психологическая коммуникативность есть совокупность функциональных связей, включающих в себя:

- связи состояний - когда последующее по времени состояние является функцией предшествующего;

- связи развития – смена состояний на более высоком уровне, актуализация заложенных в состоянии потенций;

- связи управления – способ реализации определенной программы развития системы.

Коммуникативность обеспечивает саморегулирование и самонастраивание системы, передачу свойств элементов системы целому и, наоборот, свойств целого его элементам.

Это явление включает в себя:

интеллектуальное единство – способность к стандартизации системы знаков, выработка общего мнения, нахождение оптимальных способов принятий решений;

эмоциональное единство – индикатор самочувствия всей системы, способность к самонастраиванию системы, к выработке адаптационных и компенсаторных механизмов поведения;

волевое единство – регулятор “режимов” работы группы, выражается в способности создавать необходимое и достаточное напряжение сил при преодолении группой препятствий в процессе продвижения к цели.

Сложный узор связей и отношений можно выразить интегративными характеристиками:

- сплоченность коллектива – свойство как относительно устойчивая характеристика единства связей и отношений;

- психологический климат – психологическая готовность коллектива к действию;

- активность – динамическая характеристика жизнедеятельности коллектива, процесса его развития.

Рассмотрим основные уровни развития группы как коллектива:

1-й – номинальная группа, которая существует лишь формально, не имея ни одного выраженного показателя коллективного развития. Она существует короткий срок. Далее она или распадается или, если для этого созданы условия, развивается кок коллектив, поднимаясь на более высокий уровень.

2-й – группа-ассоциация, имеющая официальную структуру, общую цель действий, но еще не являющаяся единым социально-психологическим целым.

3-й – группа-кооперация, отличающаяся более четко выраженной общей целью и единством действий по ее достижению. Однако, в такой группе еще нет высокого уровня ценностно-ориентационного и психологического единства.

4-й – коллектив-это группа, в основе которой лежат общественно ценные цели и мотивы.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Программированное обучение
Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обуче ...

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами
Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте протекает в три этапа. На I этапе ...

Самостоятельная работа как путь к самосовершенствованию
Как тяжело учителям в настоящее время! На головы детей обрушивается столько информации по всем предметам – в десятки и сотни раз больше, че ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru