Педагогика и образование » Совместимость в творческом коллективе » Методы изучения коллективных явлений

Методы изучения коллективных явлений

Страница 4

Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства – лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее.

Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется, как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости.

В то же время существуют социальные потребности «для себя» - отстаивание прав и «для других» - выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям.

Сила той и другой контролируется нормами поведения в данном коллективе.

И может быть, общество, поэтому и не распадается, что эта потребность подчас сильнее потребности в справедливости, на почве которой сплошь и рядом возникают конфликты.

Конфликтную ситуацию надо вовремя распознать, выявить и упразднить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент произошел – развитием конфликта надо уметь управлять.

При этом очень важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь сами в себе). В принципе без конфликтов не обходится не один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая опытного психолога, знакомого, как с теорией конфликтов, так и с практикой их решения. Идеальным вариантом было бы владение этими знаниями руководителя объединения.

Анализируя полученные данные в результате тестирования, можно сделать следующие выводы в отношении коллектива студии декоративно-прикладного творчества.

Не следует забывать, что здесь рассматривается творческий коллектив. Каждый представитель этого коллектива – творческая личность, имеющая свое мировоззрение, свой почерк и поэтому соревновательная борьба внутри коллектива неизбежна.

Работы детей оцениваются ими самими в сравнении. Существует стремление достичь чего-то большего, интересного, способного удивлять.

Некое расхождение данных в социометрическом тесте и результатов метода Т. Лири может говорить о неискренности ответов, хотя лидеры и аутсайдеры в обоих случаях остались прежними. Если в социометрии выявился плохой индекс групповой сплоченности, то в методике Т. Лири почти все члены коллектива люди неконфликтные, гармоничные.

Методика «Q - сортировки» позволяет выявить основные факторы совместимости в творческом коллективе:

+ Зависимость – Независимость

+ Общительность – Необщительность

+ Принятие борьбы – Уклонение от борьбы.

Согласно этим полярным факторам, в группе преобладают люди общительные, сохраняющие нейтралитет в групповых спорах, склонные к компромиссным решениям:

Трое из одиннадцати характеризуются как активные участвующие в групповой жизни, добивающиеся более высокого статуса в группе. Именно они содействуют развитию коллектива, вносят новые идеи, но и создают конфликтные ситуации.

Одной из задач данного исследования было ознакомление с методами коллективных явлений.

Автор использовал тестирование как наиболее действенный метод изучения совместимости в коллективе, помимо этого применялся метод наблюдения.

Результаты наблюдения таковы. Несмотря на явную изолированность от группы №5, это и показало тестирование, другие члены коллектива не раз пытались ввести его в деятельность коллектива, они относятся к нему терпимо и всячески отгораживают его от враждебных влияний. Если коллектив будет придерживаться этой тактики, то, возможно, вскоре №5 станет полноправным членом коллектива и обретет уверенность в себе.

Сложной остается проблема «коллектив и личность». Очень не легко найти баланс между явлениями, когда коллектив поглощает личность или личность подчиняет себе коллектив, необходимо постоянно изменять деятельность коллектива, в результате которой члены группы проявляют себя в разных областях и завоевывают авторитет в объединении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...

Лингвистический аспект логичности
Несмотря на то, что в методике преподавания иностранного языка необходимость развития логичной речи является аксиомой, при исследовании проблемы обучения культуре иноязычного общения само понятие логичности нуждается в уточнении. Чаще всего под логичностью речи понимают последовательность выражения ...

Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе.
«Любая реформа образования — это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменени ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2327