Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Страница 5

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую мы считаем главным критерием эффективности воспитательной деятельности. В самые последние годы разработаны новые критерии эффективности гуманитарной деятельности, в том числе деятельности педагогической. Речь идет о гуманитарной экспертизе, суть которой заключается в выявлении «человеческих» результатов педагогической деятельности, это взгляд человека (опытного, квалифицированного специалиста, человека с развитой интуицией) на другого человека – ребенка.

Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности педагога сложен: результаты воспитания отдалены во времени и неявны. Трудно точно установить, являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семьи и товарищей. Однако для педагога важна оценка его труда, для чего нужны показатели, с помощью которых можно как-то замерять динамику изменений в поведении детей, в системе их отношений.

В течение последнего десятилетия российские педагоги имели возможность познакомиться с подходом к решению этой проблемы в других странах. Так известный американский педагог Артур Эллис указывает, что в качестве показателей успешности он склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, их активность во всех делах, самодисциплину, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться. Другой американский ученый, представитель консервативного направления развития образования Уильям Бэгли, утверждает, что показателем успешности педагогической деятельности является жизнь школы, которая должна быть примером и идеалом сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, готовности не прятаться перед лицом фактов, ясного и честного размышления. Хотя все это не всегда является всеобщими ценностями, можно с уверенностью предсказать, что они будут сохранять свое значение и тысячу лет спустя, как сохранили и в прошлом.

В отечественной педагогике показатели успешности как правило связываются с продолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами после окончания школы, прочностью дружеских связей с одноклассниками и т.п. в качестве показателей успешной воспитательной деятельности педагогов, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует рассматривать физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознания выпускником школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания, на наш взгляд, является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Итак, сущность воспитательной деятельности проявляется в ее основных характеристиках. Понимая эти характеристики, осознавая свое отношение к ним, педагог способен осуществлять воспитательную деятельность эффективно, создавая условия для полного раскрытия ребенка и становления его личности.

Диагностика и планирование воспитательной работы

Планирование воспитательной работы является основным этапом в деятельности классного руководителя. Чтобы четко и последовательно претворять в жизнь идеи мы на первой недели педагогической практики осуществляли деятельность по разработке плана воспитательной работы, направленного на развитие ценностной сферы личности учеников. Прежде чем стало возможным создание плана требовалась работа по уточнению самого понятия планирования, его функций в педагогическом процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Инновационные технологии изучения диалектной лексики
1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля. Например, на этапе ориентировки: - Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти ...

Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...

Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ, разрабатывавший многие ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2275