Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Страница 7

Для особенно вдумчивых, основательных, есть такое предложение. Составьте схему: в центре листочка «Я», а от него стрелки к вашим, записанным вокруг «Я», ценностям (в том порядке, в каком приходят в голову). Только пишите реальные ценности, а не какие «полагается». Даже так: вам представляется одно, а на деле вы поступаете иначе. Значит, это ваши ценности. На словах я, допустим,, против насилия и унижения, декларирую помощь и поддержку другим людям (ученикам), а в реальности (будучи до конца честен^ перед собой, я это осознаю) действую на принуждении, стремлюсь! проявить власть над другими и т.д.

И еще о том, как другому человеку (ученику) помочь прояснить (и изменить) ценности. Рецепт, собственно, несложен: морализирование (когда, ссылаясь на авторитеты, что-то, грубо говоря, объявляют «хорошим», что-то «плохим»); личный пример (поступают в соответствии со своими ценностями, убеждениями, надеясь, что окружающие это используют); помощь в выборе альтернативных ценностей, ориентируясь на конкретную ситуацию.

Делая жизненные выборы, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой скажем так, кодекс отношений с другими людьми. Психолог Эрик Берн свел эти позиции к четырем жестким типам. Что значит жестким? У человека может быть сложное отношение к себе и к другим, но как тенденцию эти типы можно принять. Примерьте их на себя, подумайте.

1 позиция. Я в порядке - вы в порядке.

Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен. Ценит добрые отношения, контакт, одобрение своих поступков. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.

2 позиция. Я в порядке - вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком случае большинство) считает несовершенными, худшими, им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Считает, что превосходит других и обычно демонстрирует это. Выглядит высокомерным. Таких, как правильно, не любят. Раздутое самомнение, труден в общении, ненавидит других, преувеличивает свою роль в работе.

3. Я не в порядке - вы в порядке.

Считает, что у него слабости, недостатки, из-за которых он уступает другим. Не слишком нравится себе, так как концентрирует внимание на своих слабостях и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Неуверен в себе, неинициативен, недооценивает свою роль в работе, поддается стрессам.

4. Я не в порядке - вы не в порядке.

Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и возможность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами, нетворчески относится к работе, вызывает отрицательные взаимоотношения.

Чтобы изменить позицию надо принять кардинальное решение: я выбираю положительное отношение к миру (пусть он несовершенен, и жесток). Если я хочу быть учителем, только такое решение обеспечит поведение, необходимое «по профессии»: находиться в контакте со своими чувствами, проявлять заботу об окружающих, быть открытым, искренним, уметь слушать и слышать других - все это черты, характеризующие положительное отношение (менеджеры называют его активный подход) и в то же время необходимые учителю качества.

В. И Лещинский приводит памятку:

Как прояснять ценности и вырабатывать уверенность в себе

Попробуйте «определиться» по списку ценностей. Решите для себя, каковы ваши ценности и насколько они соответствуют общей, главной для учителя ценности - человек. Помните, что только учитель с определившимися ценностями способен эффективно управлять учениками, а сами дети предпочитают именно такого педагога.

Если вы решили прояснить свои ценности, изучите этапы этого процесса и «двигайтесь» по ним: правдивость, открытость, анализ альтернатив, проверка на последовательность, сверка с практикой.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Условия развития ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функциони ...

Индивидуальные различия в потребностях и мотивах
Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность. Уровень развития потребностей у людей различен. Сегодня мы хорошо пользуемся классификацией потре ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анал ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0251