Педагогика и образование » Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Страница 8

Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.

Нравится детям пьеса «Заюшкина избушка». Мораль сказки – несправедливость рано или поздно обязательно будет наказана. Человеку – взрослому и маленькому больше свойственно чувство жалости. В этой сказке Медведь и Волк струсили перед страшной, как им показалось, Лисой. А прогнал-то ее Петух – птица вовсе не сильная, а умная да смелая.

Сказка, спектакль, театрализованная игра пользуются у детей неизменным интересом. Они с удовольствием включаются в игру, перевоплощаясь в тот или иной образ, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Вместе с детьми занимаемся разыгрыванием этюдов, упражнениями на развитие эмоций, движений, жестов, мимики, словесными и пальчиковыми играми.

Важным средством воспитания является игра. В жизни детей игра не только способ отдыха, но и необходимый вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. Игра – это такая форма деятельности, которую дети принимают охотно и больше всего любят. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Благодаря воображению и фантазии в игре легче преодолевать трудности. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.

Так как наиболее привлекательной деятельностью в школьном возрасте является игра, поэтому в занятия я включаю много игровых упражнений. Например, игра «Вежливо-невежливо». Становимся все вокруг. Я кидаю мяч одному из играющих и одновременно задаю вопрос, например: «Уступить в трамвае место?». А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «Вежливо». Если это невежливо, мяч не надо ловить и сказать: «Невежливо». Теперь тот, у кого мяч сам кидает кому-то из ребят и тоже задает вопрос. Модернизация самой игры в «вежливо-невежливо» помогает детям быстрее осваиваться в ней и включиться в игровой процесс. Вначале я сама задаю вопросы, потом дети уже сами самостоятельно продолжают. Для вопросов беру самые простые моменты: ситуации повседневного поведения, в которых дети уже знают, как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление уже известного детям. Например, могут быть заданы такие вопросы: «Поздороваться при встрече?», Толкнуть, не извиниться?», «Помочь поднять упавшую вещь?» и т.д.

Вот пример другой игры, которую я проводила с ребятами – «Стоп – красный свет». Все мы знаем, что когда горит красный свет светофора, идти нельзя, это опасно. Вот и по отношению к людям, надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку что-то неприятно, обидно, больно. Играем мы так: загадываем друг другу разные задачки про то, как поступить. Один рассказывает, а другой внимательно слушает, чтобы, когда встретится поступок невежливый, неэтичный, безнравственный, сказать: «Стоп – красный свет». Если он вовремя заметил красный цвет, то берет себе красный шарик (шарики лежат в коробочке). А если не заметил – штраф. Это красные палочки, которые тоже лежат в коробочке. У кого больше шариков, тот выиграл, а проигравший исполняет желание, может спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д. Примеры ситуаций самые обычные, например: «Ребята небольшой группой шли вместе после школы и, остановившись на перекрестке посредине дороги, стали прощаться. Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться и т.д. Так постепенно дети накапливают знания о нормах этического, нравственного поведения.

Игра-ассоциация «Человек-солнышко» позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств, при сравнении их с конкретными образами. Напевая известную детскую песенку «Точка, точка, запятая, минус – рожица кривая», одновременно рисую крупным планом смешного человечка. А потом спрашиваю, что можно о нем сказать. Уточняю вопрос: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребята, а давайте «наградим» человечка такими качествами, благодаря которым его можно будет назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (вежливый, добрый, приветливый и т.д.) рисую длинные линии солнца вокруг человечка. В каждую из них вписываю положительное качество. Так подвожу ребят к мысли, что воспитанный человек – это солнышко для других людей – светит, греет, улыбается.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Методика использования наглядности
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графи ...

Гуманно-личностная технология
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей э ...

Значение коммуникативных навыков в формировании личности школьников при изучении иностранного языка
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанали ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru