В соответствии с предлагаемой концепцией совершенствования системы подготовки инженеров информационные технологии рассматриваются как основа кардинального изменения организации, форм и содержания образовательного процесса.
Первым требованием к создаваемым новым методическим рекомендациям является условие, что информационные технологии применяются не как дополнение к известному набору традиционных дидактических приемов, а как их замена, позволяющая получать качественно новые результаты. В противном случае вместо повышения эффективности и результативности образовательного процесса будут повышаться только трудозатраты студентов и преподавателей.
Следующее важное требование связано с необходимостью индивидуализации образовательного процесса и активизации самостоятельной работы студентов. С учетом ранее отмеченных недостатков традиционных печатных изданий как носителей учебной информации следует постулировать необходимость подготовки учебных и методических материалов с применением компьютерных носителей информации и средств ее воспроизведения.
Применение доступных современным компьютерам технологий манипулирования информацией позволяет в данном случае перейти от последовательных текстов к гипертекстам, от схематичных рисунков и фотографий — к анимированным изображениям или видеофрагментам, от статичных уравнений — к имитационным компьютерным моделям. Причем эти модели адекватно реагируют на изменения их структуры, параметров или внешних воздействий, которые могут производиться студентом в интерактивном режиме.
Еще одним требованием, логически вытекающим из уже рассмотренных положений, является отказ от вынужденно принятого в традиционной системе деления образовательного процесса на лекции, практические занятия, лабораторные работы и переход к непрерывному системному изучению объектов и процессов. Автоматизированные средства методического обеспечения учебной дисциплины должны содержать информацию, необходимую для самостоятельного изучения теоретического материала, решения практических задач, экспериментальной проверки теоретических положений.
Все перечисленные компоненты в совокупности представляют автоматизированный учебный курс (АУК) как единый комплекс программно-технических средств и учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу студентов в процессе фундаментальной подготовки к инженерной деятельности.
В дополнение к перечисленным выше средствам методического обеспечения необходимо предусмотреть возможность автоматической фиксации в специальной базе данных действий студентов в процессе обучения и получаемых ими результатов. Основное содержание и структуру АУК схематично можно представить в виде, изображенном на рис. 15.
Приведенная схема отображает также телекоммуникационную среду, которая является неотъемлемым атрибутом функционирования АУК, предназначенного для использования в системе подготовки инженеров. Весь комплекс средств поддержки и сопровождения учебного процесса в данном случае разделяется на две основные части по месту их расположения и выполняемым функциям.
Часть средств, находящаяся в составе образовательного учреждения предназначается для выполнения следующих функций:
администрирование учебного процесса, доставка учебно-методических материалов, организация консультационной поддержки действий студентов и оценка их учебной работы;
ведение базы данных по каждому студенту, в которых учитываются результаты выполнения индивидуального плана, полученные оценки, другие необходимые данные (подробная анкета, сроки и суммы оплаты образовательных услуг и др.);
снабжение студентов информацией, которая находится в составе электронной библиотеки образовательного учреждения и может потребоваться им дополнительно к полученным учебно-методическим материалам;
Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...
Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"
Отечественная психология рассматривает личность как продукт общественно-исторических условий и отводит деятельности, которую человек выполняет совместно с другими людьми, определяющее значение в развитии его личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Ребенок как личность разви ...
Современные методы разработки учебных планов
Одним из методов составления учебных планов и программ является организация модульного обучения. В последние годы в этом направлении сделано множество разработок. Сущность модульного обучения заключается в том, чтобы максимально обособить отдельные блоки (модули) учебного материала. Каждый модуль п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.