Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

Страница 1

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления.

Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. Шестилетний и семилетний ребенок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета - «огурец зеленый», «портфель красный».

Нужно научить ребенка видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение предмета, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Поэтому сначала ребенка учат видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, затем переходят к сравнению предметов, определяют, в чем их сходство и различие, группируют предметы по общим признакам, делают выводы из наблюдений. Такая работа по развитию мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках труда, и в этом смысле развитие речи не является монопольной заботой уроков русского языка и чтения. Меняются только объекты наблюдений.

На уроках математики наблюдают и сопоставляют числа, геометрические фигуры - математические факты и явления, на уроках грамматики ведут наблюдения над языковым материалом, на уроках рисования и труда учат видеть отдельно части предмета, соотношение этих частей по длине, ширине, высоте, на экскурсиях и уроках рисования большое внимание уделяют цветовой гамме - учат различать цвета и их оттенки, а на уроках труда сравнивают материалы. Например, сорта и виды бумаги по плотности, свойствам, назначению и т.д. На уроках чтения в букварный период наблюдают и сравнивают те предметы, которые связаны с содержанием картинок, - грибы, цветы, мебель, инструменты, птицы и т.д.

Сначала вопросы учителя ставятся в обобщенной форме: «Рассмотрите этот цветок (карандаш, пенал, рисунок в «Букваре», слово, число) и скажите все, что о нем можно сказать - каков он. Конечно, на первых порах дети называют мало признаков предмета (1-2), но затем охват предмета делается более разносторонним. Работая в «зоне ближайшего мышления» (по Л.С. Выготскому), внимание ребенка направляется на части предмета, форму, цвет, величину отдельных частей, из какого материала сделан, и т.д.

Затем вопросы несколько меняются, усложняются, учащимся дается возможность более самостоятельного наблюдения и сравнения, с меньшим вмешательством учителя (в чем сходство и различие предметов? Чем похожи и отличаются предметы? Сравните предметы).

Итак, на развитие мышления «работают» все уроки. Важно только, чтобы эта работа составляла единую систему. Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности - наблюдательности. Наблюдательность, умение видеть предмет с разных сторон переносится на различные явления; умение видеть многообразие сторон одного явления становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности учеников.

Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего оно состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления - числа, геометрической фигуры, а также многообразные стороны любого предмета, с которыми он имеет дело на рисовании и труде. Когда приобретен, добыт первоначальный навык наблюдений и устных описаний, - первые главные подступы к сочинению сделаны.

Но развитие речи - это не только развитие мышления, это и накопление, расширение, обогащение и словарного запаса учащихся. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Наряду с большой работой по овладению новыми словами, которая начинается, едва ученик переступает порог школы и «продолжается всю жизнь», по выражению К.Д. Ушинского, совершенно необходимо выяснять и уточнять значение, казалось бы, знакомых детям слов.

Ушинский писал о том, что «ребенок многие слова усвоил подражанием, полусознательно, а иногда и просто механически употребляет их, часто не зная настоящего точного значения слов».

Учительница Н.В. Смирнова (Санкт-Петербург) в книге «Развитие речи в добукварный период» приводит такой пример: когда она спросила у своих первоклассников о том, что такое «роща», то получила самые неожиданные разъяснения: «роща - это каша, это крупа, это борщ» и т.д. И только один ученик робко заметил: «Роща - это, кажется, место, где растет несколько деревьев». Этой работе - умению правильно употреблять слова, называть предмет и его признаки уделяется большое внимание в детском саду и в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2412