Педагогика и образование » Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе » Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Страница 5

Упражнение - этот метод чаще всего включается в игровую деятельность: ребенок многократно повторяет то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, выполняет ими простые и уместные вещи - разрезает мясо, намазывает маслом хлеб и т.п. При этом следует обращать особое внимание ребенка на необходимость и разумность такого использования столовых приборов.

Разнообразие словесных методов помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение – однако, необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Поощрение этот метод проводится различными способами, он активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. В жизнь ребенка входит соревновательный интерес, он участвует в борьбе за победу, результатом которой служит тот или иной приз. Дети могут часто соревноваться даже сами с собой, со своей леностью и эгоистичностью.

Наказание как метод педагогического воздействия применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют вовсе; для педагогического эффекта бывает достаточным простого осуждения воспитателем и другими детьми негативного поступка.

В совокупности эти два метода порождают более сложный, но не менее эффективный метод жетонной экономии.

"Жетонный" метод.

Метод жетонов в литературе встречается под разными названиями: "жетонная система"; "жетонная экономика"; "метод символической экономии". Этот метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения. "Жетонные" программы получили широкое распространение в США, теоретической основой для которых явилась модель оперантного обусловливания Скиннера.

Жетонные системы нацелены на изменение нежелательного поведения человека, они представляют собой определенную форму внешней мотивации индивида. В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение человек получает "жетоны", которые по определенной системе обмениваются на привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения человек штрафуется. У него отбираются "жетоны" в строгом соответствии с тяжестью проступка.

С середины 60-х годов в США "жетонные" программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использования данных программ. К этим условиям относятся следующие: - четкое предъявление ребенку социального образца поведения; - обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения;

- обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка; - развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия; - четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения. Особенно эффективным данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников
Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса. В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую эко ...

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторен ...

Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2209