Педагогика и образование » Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе » Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Страница 5

Упражнение - этот метод чаще всего включается в игровую деятельность: ребенок многократно повторяет то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, выполняет ими простые и уместные вещи - разрезает мясо, намазывает маслом хлеб и т.п. При этом следует обращать особое внимание ребенка на необходимость и разумность такого использования столовых приборов.

Разнообразие словесных методов помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение – однако, необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Поощрение этот метод проводится различными способами, он активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. В жизнь ребенка входит соревновательный интерес, он участвует в борьбе за победу, результатом которой служит тот или иной приз. Дети могут часто соревноваться даже сами с собой, со своей леностью и эгоистичностью.

Наказание как метод педагогического воздействия применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют вовсе; для педагогического эффекта бывает достаточным простого осуждения воспитателем и другими детьми негативного поступка.

В совокупности эти два метода порождают более сложный, но не менее эффективный метод жетонной экономии.

"Жетонный" метод.

Метод жетонов в литературе встречается под разными названиями: "жетонная система"; "жетонная экономика"; "метод символической экономии". Этот метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения. "Жетонные" программы получили широкое распространение в США, теоретической основой для которых явилась модель оперантного обусловливания Скиннера.

Жетонные системы нацелены на изменение нежелательного поведения человека, они представляют собой определенную форму внешней мотивации индивида. В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение человек получает "жетоны", которые по определенной системе обмениваются на привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения человек штрафуется. У него отбираются "жетоны" в строгом соответствии с тяжестью проступка.

С середины 60-х годов в США "жетонные" программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использования данных программ. К этим условиям относятся следующие: - четкое предъявление ребенку социального образца поведения; - обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения;

- обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка; - развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия; - четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения. Особенно эффективным данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Предпосылки активации развития творческой активности школьников
Творческая активность является предметом изучения многих авторов, как Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Денисова, А.В. Петровский, А.Я.Понамарев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогике понятие «активность» чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, р ...

Имущество и средства учреждения
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социальн ...

Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0218