Педагогика и образование » Исправление дефектов голосового звучания » Педагогические условия, методы и приемы работы над исправлением дефектов голосового звучания учащихся среднего возраста в школьном хоре

Педагогические условия, методы и приемы работы над исправлением дефектов голосового звучания учащихся среднего возраста в школьном хоре

Страница 2

Большую роль в певческом воспитании школьников играет культура речи учителя. Слово как в речи, так и в пении учителя должно быть ясным, отчетливым, вокально-сформированным. Учителю не обязательно иметь специальные вокальные данные, небольшой по объему и силе певческий голос может быть очень выразительным, разнообразно окрашенным, точным по высоте. Образец звука голоса учителя воздействует на развитие голосов школьников, поэтому самому учителю нужно тщательно заботиться о сохранении как певческого, так и разговорного голоса.

Детский голос хрупок и раним. Детский организм постоянно растет. Своеобразно, индивидуально и непропорционально изменяется и его голосообразующий комплекс. Поэтому в условия, способствующие нормальному развитию певческого голоса каждого участника хора, обязательным компонентом входит осуществление принципа индивидуального подхода. Известно, что этот принцип - один из ведущих в педагогике, но обычно руководители хора, увлекаясь работой над качеством хорового звучания, не считают возможным затрачивать время на занятия с отдельными учащимися. В таких случаях музыкально-педагогические требования и задачи адресуются хору в целом. И этот подход совершенно обоснован, так как коллективность исполнения - специфическая особенность этого вида искусства. Но детский хор - это не профессиональный взрослый коллектив, сформированный из специально обученных певцов. В детском хоре каждый проходит сложный путь развития, формирования, что требует индивидуального контроля. Такой вопрос как борьба с недостатками певческого звучания может быть эффективно решен только при индивидуальных проверках.

Видный педагог и музыкант В.Н. Шацкая в своих трудах уделила внимание проблеме индивидуального подхода в условиях детского хорового коллектива. На примере из собственной хоровой практики В.Н. Шацкая показывает вариант решения этой проблемы. В хорах В.Н. Шацкой осуществлялся индивидуальный контроль: лабораторные проверки (в частности, систематические фониатрические осмотры), педагогические наблюдения за развитием каждого певца хора, которые проводились в процессе индивидуальных прослушиваний. Заметим, что такие прослушивания коренным образом отличались от проверок, практикуемых обычными хормейстерами на общих занятиях хора с целью выяснить знание партий детьми, правильность интонирования. Индивидуальные прослушивания проводились как своеобразный урок. Каждый участник хора проверялся индивидуально, обязательно раз в год, вне обычных занятий. В тех случаях, когда были отклонения от нормы, учащийся вызывался дополнительно. На прослушиваниях фиксировался возраст, возрастные изменения, общее состояние здоровья, здоровье в день прослушивания, певческую установку, музыкальный слух, способ звукообразования (как постоянный прием), качество звучания (естественность, легкость, звонкость, мягкость, ровность, дикция, сила, индивидуальность тембра), качество дыхания (характер вдоха, степень ровности, экономности вдоха, его продолжительности на фразу), диапазон, тип голоса, недостатки, в соответствии с которыми определялись задачи каждому на следующий учебный период".

По полученным данным об индивидуальном развитии певца оценивалась степень правильности методики работы с детским хоровым коллективом.

Таким образом, прослушивание-урок является не только методом исследования, но и весьма эффективной формой обучения, позволяющей контролировать и направлять индивидуальное музыкально-певческое развитие участников хора. Знание картины индивидуального развития школьника позволяет осуществлять на общих занятиях дифференцированный подход к каждому.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...

Особенности учебной деятельности в высшей школе
Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие ...

Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические) Каждое занятие по вож ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103