В предыдущем параграфе мы говорили о дефектах голосообразования. Для исправления этих дефектов нужна особая форма работы со школьниками, которая позволяет наиболее полно решить проблему неполноценности голосообразования. Такой формой является индивидуальный урок-прослушивание.
Индивидуальный подход в работе с хором, т.е. проведение дополнительных индивидуальных занятий со школьниками-хористами, дает возможность наилучшим образом воздействовать на школьников, воспитывая их певческую культуру. Кроме всего прочего, методика работы с хором, благодаря индивидуальным занятиям, претерпевает постоянные изменения в зависимости от преобладания тех или иных проблем в вокальном воспитании участников хора.
Рассмотрим методы работы над исправлением недостатков голосового звучания:
Вялое звукообразование может быть снято с помощью улучшения общего физического состояния и индивидуально подобранных упражнений. Для снятия вялости начального звука полезно пение на стаккато. Вялость и нечеткость дикции исправляется сольфеджированием и артикуляционными упражнениями.
Исправление такого дефекта как резкое звукообразование дается с большим трудом, и начинать его нужно после продолжительного отдыха, который более всего нужен для снятия психологической усталости и ослабления неправильных навыков. Основой исправления форсированного звука является приучение учащегося к свободной, предельно мягкой и естественной его подаче. Тренировку правильного звучания нужно начинать с пения большим звуком на наиболее хорошо звучащей у данного ученика гласной (чаще всего это бывает гласная "у") (см. приложение,
2). В ряде случаев резкое улучшение звукообразования достигается способом "заглушения". Снимая неверный слуховой контроль, мы нарушаем искаженную связь с мозгом и этим сразу ослабляем устоявшиеся навыки к форсированию звука.
Процесс исправления детонации голоса требует особого внимания со стороны педагога. Нужно следить за чистотой интонирования, не допуская отклонений в обе стороны. Обычно, детонация есть следствие нарушения долеучастия грудных и головных резонаторов. В этом случае повышение тона вызывается уменьшением долеучастия грудного резонатора. При появлении устойчивой детонации прежде всего надо проверить правильность слухового контроля методом заглушения. В этих случаях также полезна проверка приема "заглушения". Может помочь пение на "М" и "Н" по типу "мычания", как средство повышения певческой позиции (звукового тонуса).
Интересную методику по исправлению изменения нормального вибрато предлагает В.В. Емельянов. По Емельянову, осознание наличия или отсутствия в голосе вибрато - первый шаг к его коррекции и выработке. Для установления его частоты или амплитуды можно использовать диктофон. Выдержанный тон записывается с естественной скоростью, а воспроизводится со скоростью в два раза меньшей. Тон понижается на октаву, вибрато замедляется вдвое, и его легко сосчитать. Эталонная чистота вибрато легко выстукивается в ритме триолей (восьмыми) при метре 4/4 и темпе М-120. Две четверти в секунду при пульсации триолей дадут 6 колебаний в секунду - частоту вибрато. Суть фонетического способа выработки вибрато по Емельянову состоит в пении гаммообразных попевок в объеме квинты с пульсацией задержанного верхнего тона. Скорость исполнения гаммы должна совпадать со скоростью исполнения вибрато, которое нуждается в коррекции.
В упражнениях фонопедического метода используется фонетический, механический и способы выработки вибрато (см. приложение,
Образование как капитал
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образов ...
Дизартрия как один из видов речевых
нарушений
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование ре ...
Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов, нарушается понимание фраз сложной грамматической констру ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.