Педагогика и образование » Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду » Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии

Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии

Страница 1

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.Вводная

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2.Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят элементы сказкотерапии с импровизацией, сказочные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, рисование сказки.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

Поскольку занятия предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);

мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Полухина О. в своей работе «Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста)» выделяет следующую структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия:

Таблица 1.

Этап

Назначение

Содержание этапа

1

Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу.

Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу.

2

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.

4

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств в личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7

Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуалов «входа» в занятия с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Современные технологии учебно-воспитательного процесса
Существует множество определений технологий обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности: 1. Концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). ...

Проведение зачетного занятия по математике
Программное содержание: - Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). - Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по обще ...

Структура процесса обучения и особенности его этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0477