Педагогика и образование » Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии » Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Страница 6

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

обобщение картинок одним словом

называние целого предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

машина - кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка - рукав, воротник, пуговицы;

рука - плечо, локоть; кисть, пальцы;

лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб.

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица - летает; рыба - плавает; змея - ползает; заяц - прыгает; самолет - летает; лодка - плывет; собака - лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач - лечит; учитель - учит; строитель - строит; повар - варит; художник - рисует; музыкант - играет; балерина - танцует; маляр - красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

подбор определений к слову: еж - колючий, роза - .;

подбор антонимов (с 6 лет):

большой - . открывать - .

широкий - . опускать - .

длинный - . добро - .

грязный - . далеко - .

молодой - . радость - .

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

Изменение имен существительных по числам:

стол - столы книга - .

жук - . табуретка - .

рот - . ухо - .

пень - . окно - .

стул - . колесо - .

рука - . дерево - .

кукла - . перо - .

лента - .

Изменение имен существительных по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) . У меня нет . Я говорю о .

Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом - домов кофта - .

ключ - . ручка - .

стакан - . платье - .

день - . блюдце - .

книга - . дерево - .

вилка - . окно - .

Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар - красный, кофта - красная, небо - красное.

Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб - два гриба - пять грибов

ночь - . - .

окно - . - .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

ключ - ключик ведро - .

тетрадь - . лист - .

кукла - . ухо - .

дом - . ложка - .

Образование относительных прилагательных от существительных:

стакан из стекла - стеклянный коробка из картона - .

мяч из резины - . сумка из кожи - .

варенье из яблок - . одеяло из шерсти - .

Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки - дедушкина

уши лисы - .

хвост зайца - . рог оленя - .

платок мамы - . зубы волка - .

Образование приставочных глаголов: летает - улетает, пролетает и т.д. ходит - .

Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Во время прохождения практического обследования было обследовано 5 детей согласно речевой карте для детей со стертой формой дизартрии.

Состояние звукопроизношения (см. Приложение 2).

Обследование фонематического восприятия.

С помощью игры "Услышь и повтори" у детей обследовалось сформированность фонематического восприятия. Задание заключалось в следующем: сначала детям предлагалось внимательно прослушать то, что говорит взрослый, после чего повторить за ним. Использовались следующие слова: та-та-да, да-да-та, та-да-та, на-на-ба, ба-ба-на, на-ба-на, ка-ка-га, га-га-ка, ка-га-ка, и слова: кот-гот-кот, том-дом-том. Получились следующие результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Европейский гуманизм и развитие теории высшего образования
Говоря о теории образования применительно к периоду нового времени (XVI–XVIII вв.), следует иметь в виду, что идейно-философский и культурно-исторический контекст этого времени определяется такими эпохальными событиями, как Возрождение, Реформация, Контрреформация, Просвещение. Меритократическая те ...

Применение методов наглядности в процессе обучения
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включ ...

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа
Экспериментально-исследовательская работа проводилась в Детском саду №3 «Сказка» г.Нелидово Тверской области. Данное образовательное учреждение работает по программе «Радуга» (авторский коллектив лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой). Известно, что уро ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0128