При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.
Последовательность ознакомления со звуками в основном в соответствии с рекомендациями Г.А. Каше, присутствует и варьирование последовательности изучения звуков.
Учитывались в программе требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.
Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществлялась подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква", закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:
сказочных сюжетов;
элементов фольклора;
воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
литературных персонажей;
известных и придуманных игр;
элементов сюжетно-дидактической игры;
сюжетных и пейзажных картин;
специально изготовленных пособий - рисунков, коллажей, мозаик, панно;
настольно-печатных игр;
сюжетов и героев мультфильмов.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
развитию всех компонентов речи;
формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;
развитию познавательных процессов;
развитию творческих способностей детей;
воспитанию нравственно-эстетических чувств.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
1. оргмомент;
2. сообщение темы занятия;
3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
5. произношение звуков в словах;
6. физминутка;
7. работа над предложением;
8. обучение элементам грамоты;
9. итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:
задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;
подготовка к обучению грамоте;
лексико-грамматические задания;
физпаузы (взаимодействие речи и движений);
голосовые, дыхательные, мимические упражнения;
имитация движений и действий;
творческие задания;
словотворчество;
упражнение на развитие познавательных процессов;
стихи, диалоги.
Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.
Рассмотрю более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.
1. Организационный момент.
Цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на
учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа - направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
Созданная компьютером виртуальная
реальность
Создаваемая компьютером ВР стремится заменить непосредственные раздражители, имеющие физическую природу, непосредственными раздражителями, изначально происходящими из среды компьютерной. Так свет, отраженный от поверхности реальных предметов, подменяется световыми образами, носителями которых являю ...
Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой
деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач ...
Эмпирическое исследование позитивного мышления студентов
Цель исследования: сравнить уровень сформированности позитивного мышления у студентов. Задачи исследования: 1. Проведение исследования по выявлению уровня сформированности позитивного мышления у студентов; 2. Разработка рекомендаций студентам. Исследование проводилось на базе факультета педагогики ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.