У большинства рыб имеется плавательный пузырь — орган, связанный с плаванием. Он облегчает общий вес тела рыбы в воде, а также помогает ей держаться на разных глубинах (сжимаясь и расширяясь).
В зависимости от различных условий рыбы приспособились жить в разных слоях воды: в толще (сельдь, плотва), на дне (камбала), в зарослях водных растений (щука, окунь). Обитают рыбы в соленых и пресных водах; по способу питания одни из них — хищники (щука), другие — растительноядные (плотва), питающиеся водорослями и беспозвоночными. В связи с этим у рыб наблюдается большое многообразие форм.
По экологическим особенностям (по отношению к составу воды и месту обитания) рыб делят на морских (сельдь, треска), проходных (лосось, белуга, осетр) и пресноводных (карась, щука, карп). Проходные живут в морях, а для икрометания входят в реки.
Размножаются рыбы икрой. Самка выметывает икру в воду, самец выпускает семенную жидкость. Оплодотворение происходит в воде. Большинство рыб не проявляет инстинкта заботы о потомстве, и их существование в природе поддерживается лишь огромным количеством выметанной икры (до 900 000 икринок у судака) .
С наступлением холодов основная масса рыб прекращает питаться и двигаться, залегает на зимовку в глубокие ямы, нередко покрываясь толстым слоем слизи.
Без рыб невозможно представить себе жизнь водоемов суши и Мирового океана: ведь они — самые массовые и подвижные позвоночные. Питаясь в основном водными растениями, беспозвоночными животными, рыбы сами становятся пищей для многих других видов животных. Так образуются сложные пищевые связи, которые обеспечивают нормальное функционирование водных систем.
Рыбы — важнейший продукт питания человека. Наибольшее промысловое значение имеют сельдевые и тресковые, рыбы. Много ценных промысловых рыб обитает в пресных водоемах (судак, лещ, сазан и т. д.).
Класс Земноводные, или Амфибии. Земноводные являются промежуточной группой животных между наземными и водными. К ним относятся лягушка, жаба, тритон, саламандра. Земноводные стали первыми наземными позвоночными, сохраняя тесную связь с водной средой и потребность в определенной влажности атмосферы. Это можно объяснить недостаточным развитием легких, дополнительным кожным дыханием, которое осуществляется только во влажной атмосфере. Их тонкая, нежная кожа должна быть постоянно влажной, поэтому земноводным приходится жить в сырых местах. Размножение у них возможно только в воде, так как их яйца лишены оболочек и ничем не защищены от высыхания.
Среди земноводных есть виды, которые живут в воде (тритон, озерная и прудовая лягушки), имеют более примитивную организацию, чем наземные (травяная лягушка, жаба). Водные животные ведут дневной образ жизни, а сухопутные — ночной. Кожа амфибий покрыта обильной, слизью, у некоторых видов (жерлянка, жаба) слизь не только увлажняет кожу, но и служит защитным приспособлением против врагов, так как обладает ядовитыми свойствами.
Все земноводные питаются животной пищей, в основном беспозвоночными (насекомые, слизни), вредителями лесного я сельского хозяйства. С наступлением холодов они впадают в спячку: лягушки зимуют на дне водоемов, жабы — под корнями деревьев.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Это первые настоящие наземные позвоночные. По морфологическим особенностям пресмыкающиеся стоят значительно выше земноводных. В связи с жизнью на суше у них развился защищающий тело от иссушения плотный роговой покров. Размножение происходит на суше (откладывают яйца и живорождение). Дыхание легочное. Обитание на суше сделало конечности более мощными. Сложно устроенная нервная система и совершенные, органы чувств позволили пресмыкающимся гораздо лучше, чем земноводным, приспособиться к различным условиям существования (в воде, лесу, пустыне).
Из пресмыкающихся наиболее распространены ящерица, змея, черепаха, крокодил. Температура тела у них непостоянная, животные активны только в теплое время года. На зиму в умеренном климате они впадают в спячку. Питаются пресмыкающиеся в основном животной пищей, поэтому у многих хорошо развиты зубы. Ящерица уничтожает огромное количество вредных насекомых и моллюсков.
Класс Птицы. Птицы относятся к специализированной ветви высших позвоночных, приспособившихся к полету. Наиболее характерную черту внешнего строения птиц легко заметить — это перьевой покров. Перья придают телу птицы обтекаемую форму, способствуют терморегуляции, сохраняя тепло, уменьшают потерю воды через кожу, предохраняют кожу от повреждений. Передние конечности превратились в крылья — органы полета. Поскольку птицы летают по воздуху, у них выработались специальные приспособления; легкий и прочный скелет, облегченный, лишенный зубов клюв, подвижная шея. Полеты помогают птицам быстрее найти пищу, спастись от врагов, выбрать места для отдыха и размножения.
У птиц постоянная высокая температура тела (около 40 °С), что связано со значительной интенсивностью обмена веществ. Прогрессивные черты организации птиц выражены в более совершенном размножении (высиживание яиц и выкармливание птенцов). Высокий уровень развития нервной системы позволяет птицам лучше приспособиться к окружающей среде.
Сущность ученического самоуправления
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечива ...
Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в
ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосыл ...
Идеи Беруни о морали и нравственном воспитании
Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И дал ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.