Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Краткая характеристика животных

Краткая характеристика животных

Страница 3

У большинства рыб имеется плавательный пузырь — орган, связанный с плаванием. Он облегчает общий вес тела рыбы в воде, а также помогает ей держаться на разных глубинах (сжимаясь и расширяясь).

В зависимости от различных условий рыбы приспособились жить в разных слоях воды: в толще (сельдь, плотва), на дне (камбала), в зарослях водных растений (щука, окунь). Обитают рыбы в соленых и пресных водах; по способу питания одни из них — хищники (щука), другие — растительноядные (плотва), питающиеся водорослями и беспозвоночными. В связи с этим у рыб наблюдается большое многообразие форм.

По экологическим особенностям (по отношению к составу воды и месту обитания) рыб делят на морских (сельдь, треска), проходных (лосось, белуга, осетр) и пресноводных (карась, щука, карп). Проходные живут в морях, а для икрометания входят в реки.

Размножаются рыбы икрой. Самка выметывает икру в воду, самец выпускает семенную жидкость. Оплодотворение происходит в воде. Большинство рыб не проявляет инстинкта заботы о потомстве, и их существование в природе поддерживается лишь огромным количеством выметанной икры (до 900 000 икринок у судака) .

С наступлением холодов основная масса рыб прекращает питаться и двигаться, залегает на зимовку в глубокие ямы, нередко покрываясь толстым слоем слизи.

Без рыб невозможно представить себе жизнь водоемов суши и Мирового океана: ведь они — самые массовые и подвижные позвоночные. Питаясь в основном водными растениями, беспозвоночными животными, рыбы сами становятся пищей для многих других видов животных. Так образуются сложные пищевые связи, которые обеспечивают нормальное функционирование водных систем.

Рыбы — важнейший продукт питания человека. Наибольшее промысловое значение имеют сельдевые и тресковые, рыбы. Много ценных промысловых рыб обитает в пресных водоемах (судак, лещ, сазан и т. д.).

Класс Земноводные, или Амфибии. Земноводные являются промежуточной группой животных между наземными и водными. К ним относятся лягушка, жаба, тритон, саламандра. Земноводные стали первыми наземными позвоночными, сохраняя тесную связь с водной средой и потребность в определенной влажности атмосферы. Это можно объяснить недостаточным развитием легких, дополнительным кожным дыханием, которое осуществляется только во влажной атмосфере. Их тонкая, нежная кожа должна быть постоянно влажной, поэтому земноводным приходится жить в сырых местах. Размножение у них возможно только в воде, так как их яйца лишены оболочек и ничем не защищены от высыхания.

Среди земноводных есть виды, которые живут в воде (тритон, озерная и прудовая лягушки), имеют более примитивную организацию, чем наземные (травяная лягушка, жаба). Водные животные ведут дневной образ жизни, а сухопутные — ночной. Кожа амфибий покрыта обильной, слизью, у некоторых видов (жерлянка, жаба) слизь не только увлажняет кожу, но и служит защитным приспособлением против врагов, так как обладает ядовитыми свойствами.

Все земноводные питаются животной пищей, в основном беспозвоночными (насекомые, слизни), вредителями лесного я сельского хозяйства. С наступлением холодов они впадают в спячку: лягушки зимуют на дне водоемов, жабы — под корнями деревьев.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Это первые настоящие наземные позвоночные. По морфологическим особенностям пресмыкающиеся стоят значительно выше земноводных. В связи с жизнью на суше у них развился защищающий тело от иссушения плотный роговой покров. Размножение происходит на суше (откладывают яйца и живорождение). Дыхание легочное. Обитание на суше сделало конечности более мощными. Сложно устроенная нервная система и совершенные, органы чувств позволили пресмыкающимся гораздо лучше, чем земноводным, приспособиться к различным условиям существования (в воде, лесу, пустыне).

Из пресмыкающихся наиболее распространены ящерица, змея, черепаха, крокодил. Температура тела у них непостоянная, животные активны только в теплое время года. На зиму в умеренном климате они впадают в спячку. Питаются пресмыкающиеся в основном животной пищей, поэтому у многих хорошо развиты зубы. Ящерица уничтожает огромное количество вредных насекомых и моллюсков.

Класс Птицы. Птицы относятся к специализированной ветви высших позвоночных, приспособившихся к полету. Наиболее характерную черту внешнего строения птиц легко заметить — это перьевой покров. Перья придают телу птицы обтекаемую форму, способствуют терморегуляции, сохраняя тепло, уменьшают потерю воды через кожу, предохраняют кожу от повреждений. Передние конечности превратились в крылья — органы полета. Поскольку птицы летают по воздуху, у них выработались специальные приспособления; легкий и прочный скелет, облегченный, лишенный зубов клюв, подвижная шея. Полеты помогают птицам быстрее найти пищу, спастись от врагов, выбрать места для отдыха и размножения.

У птиц постоянная высокая температура тела (около 40 °С), что связано со значительной интенсивностью обмена веществ. Прогрессивные черты организации птиц выражены в более совершенном размножении (высиживание яиц и выкармливание птенцов). Высокий уровень развития нервной системы позволяет птицам лучше приспособиться к окружающей среде.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрас ...

История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...

Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0153