Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Страница 1

На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок рекомендаций направлен на улучшение управления взаимодействием образовательного учреждения (школы) с семьей. Второй - по педагогической диагностике системы «учащийся – семья».

В современных условиях особую актуальность приобретает взаимодействие педагогов образовательных учреждений, компетентных в вопросах воспитания детей, и семьи, начиная с первых стадий ее развития.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

К сожалению, в практике работы школы с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей (которое характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения), реже поддерживающее (т.е. взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых) и развивающее (т.е. взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей).

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «образовательное учреждение-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в образовательное учреждение до его выпуска.

Рассмотрим содержание, формы и способы организации взаимодействия на каждой фазе цикла.

1 фаза. Открытие. Эту фазу характеризует знакомство сторон друг с другом и достижениями в сфере воспитания ребенка. Оптимальной формой знакомства, открывающего для образовательного учреждения семью воспитанника (и наоборот) являются «встречи-знакомства».

Снять барьеры общения, возникающие по разным причинам на пороге взаимодействия школы с семьей и семей между собой, перейти к открытым, доверительным отношениям помогают следующие методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку» и др.

2 фаза. Прояснение ожиданий. На этой фазе происходит выяснение семьей и образовательным учреждением ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. Способом реализации данного содержания является специально организованная коммуникативная ситуация «Предлагаю-ожидаю», актуализирующая субъект-субъектные, диалогические отношения воспитывающих взрослых.

За 2-й следует 3 фаза - согласование, которая характеризуется согласованием точек зрения и прогнозированием развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи с опорой на ответственность сторон.

В ходе согласования обе стороны получают возможность обнаружить точки сопряженности в установках на взаимодействие, осознать и по возможности скорректировать их, ориентируясь на потребности растущей личности ребенка.

В реальной практике преобладающего ограничивающего взаимодействия образовательного учреждения и семьи значение трех рассмотренных выше фаз недооценивается администрацией и педагогическим коллективом в силу доминанты субъект-объектных отношений, сложившихся и сохраняющихся в течение десятилетий в общественной системе школьного воспитания. Чаще всего взаимодействие социальных институтов начинается с оформления документов.

4 фаза - оформление документов, представляет собой составление договора о сотрудничестве образовательного учреждения (школы) и семьи. Договор письменно закрепляет права и обязанности образовательного учреждения и семьи - субъектов образовательного процесса.

5 фаза - проектирование взаимодействия, характеризуется совместным созданием программы и плана взаимодействия образовательного учреждения и семьи в проблемном поле воспитания детей. Объединяясь в проектные группы, субъекты сами определяют длительность реализации проектов, прогнозируя возможные риски.

Ресурсы этой фазы также недостаточно используются. В практике школ распространено проектирование взаимодействия с семьей (в виде плана работы с родителями), без активного участия самой семьи. Проводимые мероприятия для семьи не всегда адекватны имеющимся потребностям, что не способствует развитию отношений в триаде «дети - родители - педагоги».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

История возникновения игр
Данный параграф посвящен вопросам возникновения и становления игр, необходимости использование игровых методик в жизни детей. Раскрывается такое понятие как «игра» с точки зрения мнений ученых разного времени. История возникновения игр как способа решения проблем, передачи информации о реальной дея ...

Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...

Педагогические условия организации эффективного обучения младших школьников русскому языку
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе обучения их родному языку создается в том случае, если в качестве содержания такого обучения выделена система понятий, раскраивающая сущность фонематического принципа письма и опирающих ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0231