Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Страница 1

На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок рекомендаций направлен на улучшение управления взаимодействием образовательного учреждения (школы) с семьей. Второй - по педагогической диагностике системы «учащийся – семья».

В современных условиях особую актуальность приобретает взаимодействие педагогов образовательных учреждений, компетентных в вопросах воспитания детей, и семьи, начиная с первых стадий ее развития.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

К сожалению, в практике работы школы с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей (которое характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения), реже поддерживающее (т.е. взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых) и развивающее (т.е. взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей).

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «образовательное учреждение-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в образовательное учреждение до его выпуска.

Рассмотрим содержание, формы и способы организации взаимодействия на каждой фазе цикла.

1 фаза. Открытие. Эту фазу характеризует знакомство сторон друг с другом и достижениями в сфере воспитания ребенка. Оптимальной формой знакомства, открывающего для образовательного учреждения семью воспитанника (и наоборот) являются «встречи-знакомства».

Снять барьеры общения, возникающие по разным причинам на пороге взаимодействия школы с семьей и семей между собой, перейти к открытым, доверительным отношениям помогают следующие методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку» и др.

2 фаза. Прояснение ожиданий. На этой фазе происходит выяснение семьей и образовательным учреждением ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. Способом реализации данного содержания является специально организованная коммуникативная ситуация «Предлагаю-ожидаю», актуализирующая субъект-субъектные, диалогические отношения воспитывающих взрослых.

За 2-й следует 3 фаза - согласование, которая характеризуется согласованием точек зрения и прогнозированием развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи с опорой на ответственность сторон.

В ходе согласования обе стороны получают возможность обнаружить точки сопряженности в установках на взаимодействие, осознать и по возможности скорректировать их, ориентируясь на потребности растущей личности ребенка.

В реальной практике преобладающего ограничивающего взаимодействия образовательного учреждения и семьи значение трех рассмотренных выше фаз недооценивается администрацией и педагогическим коллективом в силу доминанты субъект-объектных отношений, сложившихся и сохраняющихся в течение десятилетий в общественной системе школьного воспитания. Чаще всего взаимодействие социальных институтов начинается с оформления документов.

4 фаза - оформление документов, представляет собой составление договора о сотрудничестве образовательного учреждения (школы) и семьи. Договор письменно закрепляет права и обязанности образовательного учреждения и семьи - субъектов образовательного процесса.

5 фаза - проектирование взаимодействия, характеризуется совместным созданием программы и плана взаимодействия образовательного учреждения и семьи в проблемном поле воспитания детей. Объединяясь в проектные группы, субъекты сами определяют длительность реализации проектов, прогнозируя возможные риски.

Ресурсы этой фазы также недостаточно используются. В практике школ распространено проектирование взаимодействия с семьей (в виде плана работы с родителями), без активного участия самой семьи. Проводимые мероприятия для семьи не всегда адекватны имеющимся потребностям, что не способствует развитию отношений в триаде «дети - родители - педагоги».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, ...

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей ...

Европейский гуманизм и развитие теории высшего образования
Говоря о теории образования применительно к периоду нового времени (XVI–XVIII вв.), следует иметь в виду, что идейно-философский и культурн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru