Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи

Страница 1

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Семье принадлежит важнейшая роль в воспитании подрастающего поколения. Через семью преломляются все воспитательные воздействия общества на личность, в ней, прежде всего, осуществляется усвоение социальных норм поведения и общения. Родительское общение помогает устанавливать доброжелательные, правдивые и искренние отношения между родителями и детьми, развивать и обогащать положительные семейные традиции и обычаи, воспитывать ребят на положительных примерах родословной. В обстановке непосредственного семейного общения дети приобщаются к традициям своей семьи и вместе с тем к традициям своего народа.

В качестве важнейшего фактора взаимодействия между детьми в ряде работ выделяются особенности детско-родительских отношений. Было показано, что модели родительских отношений сказываются и на отношениях ребенка со сверстниками: агрессия в отношениях родителей к детям порождает в ребенке агрессивности и враждебность во взаимодействии со своими сверстниками.

Таким образом, как отношения родителей, так и их личностные особенности, по-разному влияют на формирование личностных свойств детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Обзор литературы показал, что в первую очередь рассматривается влияние семьи на личностные особенности ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи).

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (или педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Включающиеся в него характеристики (или факторы), определяют воспитательные предпосылки семьи и обеспечивают успешное развитие ребёнка. Условно эти факторы можно подразделить на:

социально-культурный,

социально-экономический,

технико-гигиенический и

демографический.

А.С. Макаренко особое внимание всем этим факторам. Так, А.С. Макаренко в «Книге для родителей» указывал, что воспитание ребёнка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество. Плохо воспитанные дети - это горе и слёзы и для семьи, и для страны в целом. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Одним из главных принципов воспитания, на котором настаивал Макаренко, является принцип соблюдения «чувства меры в любви и строгости, в ласке и в суровости, в отношении родителей к вещам и хозяйству».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетне ...

Характеристика содержания современного российского образования
Содержание образования - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень р ...

Открытие, изобретение, рационализаторское предложение
Результаты научной и методической деятельности могут быть оформлены в виде открытия, изобретения, рационализаторского предложения на основа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru