Педагогика и образование » Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся » Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов

Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов

Страница 1

Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение, составлявшее до недавнего времени основу учебно-воспитательного процесса в школе, не отвечает этому требованию, так как базируется главным образом на механическом запоминании. В трудовом обучении это породило ряд недостатков, главным из которых является его интеллектуальная обеднённость.

В различных методических пособиях очень детально описываются различные виды работ и конкретные способы их выполнения. Учителя обычно перерабатывают методические указания в детальный инструктаж для учащихся, и, таким образом, работа на уроках труда сводится к деятельности по «образцу и памяти». Постепенно это становится системой работы учителя. Вырабатывается строгая последовательность урока: повторение изученного материала, изложение нового, детальный инструктаж по практической работе и пооперационное (часто под команду) изготовление изделия. В соответствии с этим вырабатывается и система деятельности учащегося: воспроизведение рассказа учителя, запоминание нового материала, повторение действий по выполнению трудового задания, показанных учителем. Главный недостаток ее заключается в том, что она не способствует развитию умственных способностей учащихся.

В процессе деятельности по «образцу и памяти» не создаются в достаточной степени условия для развития самостоятельного мышления учащихся. Особенно это касается технического мышления, которое по своей структуре трехкомпонентное—понятию образно-практическое и для обеспечения единства его требуется управление со стороны учителя.

Отсутствие самостоятельности, инициативности в ходе трудового обучения тормозит его органическое соединение с трудовым воспитанием. Работа «под диктовку» не перерастает в радость творческого труда, не становится средством воспитания психологической готовности к труду, что чрезвычайно важно для коммунистического воспитания молодежи.

Активизировать учебный процесс, перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения и применения позволяет внесение в процесс обучения элементов проблемности.

Известно, что в педагогике различают следующие способы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский и др.

До настоящего времени наиболее распространены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный способы. Их недостаток заключается в отсутствии активной роли обучаемого в процессе обучения. Частично этот недостаток устраняет проблемный способ обучения, предусматривающий раскрытие перед учащимися противоречий, которые возникают в процессе развития соответствующей отрасли знаний. При этом мышление слушателей привлекается для совместного с преподавателем разрешения противоречий. Материал излагается так, чтобы мысль слушателя активно следовала за мыслью преподавателя и чтобы обучаемый мог самостоятельно прийти к правильным выводам.

Педагогу необходимо так организовать занятие, чтобы она вызывала у обучаемых мыслительный процесс, в течение которого учащиеся находят самостоятельное решение раньше, чем его сформулирует преподаватель. С этой целью могут использоваться вопросы к аудитории, которые задает учитель во время урока.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом возрасте как составляющей педагогического взаимодействия
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека. Цель исследования заключалась в изучении особенностей межличностного взаимодействия подростков как составляющей педагогического взаимодействия. В исследова ...

Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...

Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с аутизмом
"Поскольку жизнь представляет собой хаотичную массу звуков и образов, то очень большим облегчением для аутиста будет, если он сможет создать порядок в своей жизни. Очень важно, чтобы необходимость последовательности поддерживалась на протяжении всего дня и всей недели. Для многих людей это пок ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0064