Педагогика и образование » Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного с нарушением интеллекта » Понятие личности ребенка в аспектах нормы

Понятие личности ребенка в аспектах нормы

Заработок на криптовалютах по сигналам. Больше 100% годовых!

Заработок на криптовалютах по сигналам

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно.

Обращайтесть в телеграм LegionCryptoSupport

Страница 1

Сразу же следует оговорить, что сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

В медицине, психологии, социологии, педагогике существуют свои показатели, характеристики, параметры нормы.

Вопрос об отклонениях (аномалиях) в развитии психических процессов может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке.

Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо.

В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются понятия предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Категория норма психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих и др. задач.

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблемы возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский. Согласно его взглядам, личность ребенка определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обуславливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие .

В работах отечественных психологов – А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, – принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Также значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый ученый-психолог Д.Б. Эльконин. Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т. е. ведущую деятельность.

Существуют и другие научные позиции, в русле которых решается проблема нормы – аномалии. Они широко представлены в зарубежных концепциях личности. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет концепция американского психотерапевта Э. Эриксона, который анализирует жизнь человека и показывает источники его развития по линии норма-аномалия. Взгляды Эриксона представлены в книгах «Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис».

Ребенок по Эриксону развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии Э. Эриксон рассматривает в контексте целостного развития его личности.

Базовым качеством нормального человека является идентичность, или, иначе говоря, целостность. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, восприятия себя с точки зрения других людей и исторического времени.

Формирование идентичности, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенку люди, но и широкое социальное окружение, общество, конкретные социальные условия, т. е. время и место осуществления психической жизни ребенка.

Становление личностной идентичности позволяет перейти на очередную стадию развития. Но при неблагоприятных условиях развития ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрессии, противоречивости, внутренней конфликтности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в ОУ СПО
Методика использования таблиц по русскому языку Для уроков русского языка по разделам синтаксис и пунктуация приобретены таблицы: Знаки препинания в сложносочиненном предложении; Знаки препинания в сложноподчиненном предложении; Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; Пунктуация в ...

Пути и способы реализации компетентностно-ориентированного образования
Компетентностно-ориентированное образование в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение прид ...

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа
Экспериментально-исследовательская работа проводилась в Детском саду №3 «Сказка» г.Нелидово Тверской области. Данное образовательное учреждение работает по программе «Радуга» (авторский коллектив лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой). Известно, что уро ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0341