Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 человек). Такой выбор был продиктован кругом проблем постановки голоса, решаемых с помощью методик русской певческой школы: необходимо было подтвердить применимость и эффективность приемов и методов для учащихся разных возрастных групп.
Целью проведенной опытно-экспериментальной работы явилось исследование процесса постановки голоса у учащихся разных возрастных групп через развитие основных вокальных навыков, из которых мы выделяли навыки правильного дыхания, артикуляции, звукообразования, а также овладение навыками выразительного пения и сценического поведения.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1) подбор и музыкально-педагогический анализ упражнений русской вокальной школы и вокальных произведений для вокальных занятий с учащимися разных возрастных групп;
2) обзор и исследование музыкально-педагогический литературы по проблеме постановки голоса у детей и подростков;
3) выявление и апробация приемов и методов русской вокальной школы, влияющих на более эффективный процесс постановки голоса у учащихся разных возрастных групп.
Помимо выделенных нами в теоретической части исследования основных методов русской вокальной школы, сопутствующими методами в вокальной работе с учащимися являются:
творческий метод;
метод системного подхода;
метод импровизации и сценического движения.
Творческий метод используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественный результативный показатель практического воплощения художественного образа в вокальном исполнительстве.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы обучения – ее тематика, вокальный материал, виды исполнительской деятельности.
Метод импровизации и сценического движения – это один из основных творческих методов в русской вокальной педагогике и исполнительской практике. Требования русской вокальной педагогики – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
Задачи, поставленные нами в вокальной работе, имеют обучающий, развивающий и воспитывающий характер:
Научить учащихся разных возрастных групп воспринимать музыку, вокальные произведения, как важную часть жизни каждого человека.
Способствовать формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, основ художественного вкуса средствами вокального искусства.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого солиста.
Осуществить у учащихся разных возрастных групп постановку голоса, опираясь на достижения русской вокальной школы, для выразительного, художественно оправданного исполнения простых и сложных вокальных произведений.
Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...
Особенности развития внимания у детей подросткового
возраста
Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточенн ...
Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания. Работу строится в эт ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.