В законе «Об образовании» Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.
Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.
Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время в современной школе происходит целый ряд преобразований, которые, прежде всего, нацелены на обеспечение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Эти преобразования есть следствие изменения целевых ориентаций среднего звена образовательной системы, как результат изменения социального заказа общества, предъявляемого к образованию в целом.
Построение и моделирование учебного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности ученика, заинтересовать его в учебном процессе, что естественно влияет на его качество знаний и умений. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в моделировании учебного процесса, возможно прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать, и развитие интеллекта в целом. Ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением, координирует, консультирует и контролирует. В результате чего отношения между учеником и учителем переходят на более высокий субъект-субъектный уровень. К нетрадиционным технологиям, которые обеспечивают применение данного подхода к обучению в реальном педагогическом процессе, относятся технологии модульного обучения, высокие интеллектуальные и интегральные технологии обучения.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.
Современный период развития общества четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования. Ведущий из таких приоритетов – качество образования.
П.И Третьяков, Т.И. Шамова пишут: «Нам представляется, что качество образования – это есть равнодействующая спрогнозированного процесса и результата, учитывающего целевые приоритеты и потребности личности, общества и государства.
Определяющее (корневое) понятие «образование» распространяется на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, тогда и понятие «качество образования» можно отнести и к процессу, и к результату.» Составляющими качества биологического образования в этой связи будут качество процесса биологического образования и качество его результата. В этом контексте «качество результата» – уровень воспитанности, биологической образованности, адаптированности, социализации выпускника и, главное, - его способность сохранять и поддерживать свое здоровье. «Качество процесса» школьного биологического образования – его способность удовлетворять запросы и потребности обучающихся, создавать условия для обеспечения перечисленных результатов обучения.
Современное школьное биологическое образование имеет ряд противоречий, определяющих особенности его развития.
В первую очередь, это высокая академичность учебников, преобладание в них фактического материала с низкой степенью обобщения, репродуктивный характер обучения биологии, и, с другой стороны, – необходимость формирования биологической, гигиенической, экологической культуры на основе идей биоэтики, развития информационных, интеллектуальных, коммуникативных навыков учащихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной их адаптации к жизни в новых условиях.
Этим обстоятельством продиктована необходимость поиска новых эффективных подходов к преподаванию биологии в школе, прогрессивных методик и технологий.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы - рассмотрение эффективности использования высоких интеллектуальных технологий обучения для изучения раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть позиции ученых на понятие «педагогической технологии».
Систематизировать педтехнологии, имеющиеся в арсенале учителя.
Рассмотреть нетрадиционные (инновационные) технологии обучения, а также практические формы их применения в образовательном процессе.
Проанализировать эффективность использования высоких интеллектуальных технологий при изучении раздела «Человек» в курсе биологии общеобразовательной школы.
Сделать выводы, разработать рекомендации по практическому применению инновационных технологий обучения в общеобразовательной школе.
Предметом изучения являются нетрадиционные педагогические технологии.
Объектом изучения – формы и методы нетрадиционных технологий обучения при изучении раздела «Человек» в курсе биологии общеобразовательной школы.
Гипотеза данной работы такова: изучение и применение элементов высоких интеллектуальных педагогических технологий позволит увеличить эффективность образовательного процесса, а также повысить положительную мотивацию к учению у обучающихся.
Взаимодействие между учителем и учениками
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. В ней идет процесс приобщения подрастающего поколения к опыту и знаниям, накопленными человечеством. Ведущая роль учителя в этой среде предопределяет требования к ...
Опытно-экспериментальная работа по использованию традиций народной
педагогики как средства воспитания младших школьников
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в школе № 24 г. Ефремов, в 4 «Д» классе, количество детей в классе 20 человек. Возраст детей варьировал от 10 до10,5 лет. (Данные смотрите в таблице №1.) Учитель Синицина Ольга Михайловна. Таблица №1. Список детей № п/п Имя Возраст 1 Роман Т. 10лет ...
Дизартрия как один из видов речевых
нарушений
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.