Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.

Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем.

Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Теоретические и экспериментальные исследования этих педагогов и других отечественных специалистов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих качеств личности — логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков.

В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие. Задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе ручного труда.

Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей ручного труда в решений данной проблемы.

Проблема: каковы возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если:

- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

-будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе.

Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать теоретические основы воспитания самостоятельности в процессе ручного труда в старшем дошкольном возрасте.

Разработать и выявить уровни сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Экспериментально проверить возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ теоретических источников по теме исследования;

- беседа с воспитателями;

- анкетирование родителей;

- наблюдение за детской деятельностью;

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные конспекты занятий по воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Еще по теме:

Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования экскурсий с целью познавательного развития дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде ...

Учебная фирма как образовательная технология
Технология учебных фирм достаточно часто применяется в учебном процессе начального и среднего профессионального образования и заключается в имитации работы реально действующего предприятия (фирмы). В соответствии с классификацией педагогических технологий выше названная технология является моделиру ...

Модель многоуровневой системы телеобучения
Итак, мы пришли к выводу, что процесс обучения подразумевает существование фрактального измерения. Обучаемые должны уметь переключаться с режима самообучения на усвоение того, что могут им сообщить другие люди. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, человек кроме способности к самообучению распо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.024