Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.

Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем.

Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Теоретические и экспериментальные исследования этих педагогов и других отечественных специалистов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих качеств личности — логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков.

В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие. Задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе ручного труда.

Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей ручного труда в решений данной проблемы.

Проблема: каковы возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если:

- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

-будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе.

Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать теоретические основы воспитания самостоятельности в процессе ручного труда в старшем дошкольном возрасте.

Разработать и выявить уровни сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Экспериментально проверить возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ теоретических источников по теме исследования;

- беседа с воспитателями;

- анкетирование родителей;

- наблюдение за детской деятельностью;

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные конспекты занятий по воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Еще по теме:

Структура процесса обучения и особенности его этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...

Традиционные методы педагогики
Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них- Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблю ...

Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
«Работать режиссёром – это так же трудно, как учительствовать в школе. Это тяжёлая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя при этом железной воли». Репетиция является основным звено ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094