Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования.
На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики:
беседа с воспитателями;
анкетирование родителей;
наблюдение за детской деятельностью.
Воспитателям и родителям предлагалось снова ответить на те же вопросы что и на констатирующем этапе, а также проводилось наблюдение за детской деятельностью .
Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.
В ходе беседы выяснилось, что 60-80% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, и при этом большинство детей (до 90%) не обращаются за помощью к воспитателю. Не откажутся от помощи, если не могут выполнить задание самостоятельно, 20% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности могут около 70%.
Большинство детей не затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 50-70% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача – не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем и 30% - на высоком.
Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов, на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.
По мнению родителей, только 20% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 50%. Справится с заданием самостоятельно могут 50%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 30% детей, увлечены и направлены на достижение результата 50%. По итогам тестирования была составлена таблица. 20% детей находятся на низком, 60% на среднем, 20% на высоком уровне развития самостоятельности.
Также как и в констатирующем эксперименте мы посчитали мнение воспитателей более объективны нежели мнение родителей.
При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:
- при проведении эксперимента создавалась доверительная атмосфера; расположению ребенка к себе способствовали непринужденные разговор, ободряющие жесты, доброжелательность, выполнение совместной деятельности;
- место проведения наблюдения было знакомым – групповая и спальная комнаты, в которых не было новых отвлекающих предметов;
- во время эксперимента слова и действия детей не оценивались и не комментировались.
Наблюдение за детьми позволило сделать вывод, что у 30% детей интерес к деятельности сформирован, у 50% - присутствует частично, у 20% - отсутствует. 40% детей не требуется помощь взрослого, 60% стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослого, 20% не могут обойтись без помощи взрослого.
Игры как обучающий процесс
В данном параграфе понятие «игра» рассматривается как элемент процесса обучения. Игровые технологии рассматриваются как часть педагогических технологий, рассматривается классификация педагогических технологий, специфика игр. Приводятся различные классификации игр, их функции, рассматриваются пример ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. ...
Понятие «здоровьесберегающие технологии». Принципы сохранения здоровья младших
школьников в педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экон ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.