Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

Условия научно-технической революции породили необходимость овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения. Да, современный человек может быть воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание современных психолого-педагогических исследований.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Главная задача учителя – «мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Теоретико-методологической основой разработки стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Учитель должен не только наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовывать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Исходя из этого, Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

«Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно – деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Саллиной и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова».

Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:

- недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

Понимая важность этой проблемы, мы выбрали актуальную тему нашей работы: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения».

Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий.

Предмет исследования – формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения.

Цель исследования – на основе анализа психолого–педагогической литературы изучить проблему формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, составить программу формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, интерпретировать полученные результаты.

Мы поставили следующие задачи:

Составление библиографии, анализ психолого–педагогической литературы.

Характеристика понятия универсальные учебные действия.

Характеристика различных видов универсальных учебных действий.

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Составление программы исследования по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылки их дальнейшего успешного систематического обучения.

Организация исследования, интерпретация полученных результатов.

Составление рекомендаций для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования:

«Если систематически и последовательно формировать универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста, то это будет способствовать развитию предпосылок их успешной учебной деятельности».

База исследования: муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения №3 города Нелидово Тверской области, подготовительная группа.

При проведении исследования мы будем использовать следующие методы:

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Изучение продуктов деятельности.

Итак, наша главная цель сегодня – обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающего в России, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей. Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.

Еще по теме:

Источники инновации в ДОУ
Источниками инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем. В целеполагании: несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у п ...

Крещение Руси и влияние христианства на развитие педагогической мысли. Поучение Владимира Мономаха как педагогический памятник 12 века
К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь. в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славя ...

Классификация моделей по области использования
По области использования модели делятся на: - Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы; - Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его бу ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.1832