Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения » Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Страница 1

Экспериментально-исследовательская работа проводилась в Детском саду №3 «Сказка» г.Нелидово Тверской области. Данное образовательное учреждение работает по программе «Радуга» (авторский коллектив лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой).

Известно, что уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. А ведь этому можно научиться. Это и побудило нас остановиться на этом виде действий. На основе анализа научной литературы мы разработали программу исследовательской работы на примере коммуникативных универсальных учебных действий(см. табл. 1).

Таблица 1.Программа экспериментально-исследовательской работы

Этапы

Цель

Содержание исследовательской работы

Методы и методики

1-й

констатирующий

Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Старшим дошкольникам предлагается выполнить задания, на основе анализа которых выясняется исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

Задание «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997)-коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника; задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)-коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию);»узор под диктовку» (Цукерман и др.)-коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)

2-й

формирующий

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные универсальные учебные действия

В течение подготовительной к школе группе целенаправленно формируются коммуникативные универсальные учебные действия, используя игры и упражнения

«Ласковое имя»

Стихи без слов

«Через стекло»

«Море волнуется»

Как можно нас назвать по-разному

«Цветок-имя»

«Комплимент»

«Фея сна»

«Паровозик»

Ситуация «Знакомство»

«Пылесос и пылинки»

«Дружная семья»

Ситуации «Расставание»

«Факиры»

«Любимый сказочный герой»

Ситуации «Вежливые слова»

«Походки»

«Пошли письмо»

Радость - это когда…

Печаль – это когда…

«Угадай-ка»

Ситуация «Знакомство»

«Путаница»

«Море волнуется»

«Умеющий красиво говорить»

«Интонации»

«Испорченный телефон»

«Шалтай – Балтай»

«Связующая нить»

«Насос и мяч»

«Снежный ком»

«Каждый спит»

«Комплимент»

«Выдержанный человек»

«Волны»

«Зеркало»

Развлечение для детей

3-й

контрольный

Выяснить, как изменился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Старшие дошкольники выполняют задания, на основе которых выявляются сравнительные результаты по сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

Задание «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997)-коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника; задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)-коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию);» узор под диктовку» (Цукерман и др.)-коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации

учебный дошкольный обучение

На констатирующем этапе мы провели диагностику для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Мы провели беседу по методике Пиаже, направленную на учет позиции собеседника. Для этого использовали задание «Левая и правая стороны». Особое внимание обращалось на понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной; соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координацию разных пространственных позиций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством ...

Особенности нарушения письма у учащихся 4-го класса
Можно выделить несколько типов ошибок, которые делают дети 4-го класса. 1. Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки звукового анализа могут пр ...

Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru