Педагогика и образование » Организация самоуправления учащихся

Организация самоуправления учащихся

С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.

В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления

Р.Х.Шакуров исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой и психологических особенностей учительского коллектива.

Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений.

Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся.

М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.

В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися.

И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.

В условиях демократизирующейся школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.

Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности.

Объект исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности.

Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления.

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.

Раскрыть сущность ученического самоуправления.

Определить принципы организации ученического самоуправления.

Определить функции самоуправления учащихся.

Определить роль ученического самоуправления в развитии личности.

Охарактеризовать условия развития ученического самоуправления

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике.

Методологическая основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования.

Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.

Источники исследования: законодательство РФ по образованию.

Еще по теме:

Проблемное обучение в профессионально-техническом образовании
Проблемное обучение — это целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает, тог ...

Образовательная поддержка социального проектирования
Прототипом для схем образовательной поддержки социального проектирования могут выступать схемы организации образовательных программ в рамках программы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», реализуемой с 2001 года и накопившей значительное ...

Психологические условия развития диалогического общения в обучении
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов А.А. Леонтьев, Г.М. Дридзе и другие авторы трактуют общение как одну из сторон предметной деятельности. Б ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2258