Педагогика и образование » Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики » Приёмы формирования основных мыслительных операций

Приёмы формирования основных мыслительных операций

Страница 1

В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции.

Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.

Где используется анализ

Процедура анализа – составная часть всякого научного мышления, научной работы.

Его используют в логике для выяснения структуры рассуждений.

Он находит широкое применение в медицине.

Перед различными строительными проектированиями вначале тоже выполняют анализ.

Химики делают химический анализ, цель которого установить, из каких веществ состоит исследуемый объект.

Анализ необходим для создания и функционирования автоматов, распознающих речь.

Электро- и радиотехники делают анализ для того, чтобы разобраться в схеме и ее работе: они мысленно разделяют схему на узлы и выясняют состав и назначение каждого.

Решение задачи всегда «разбивают» на шаги: знакомство с условием, запись данных, изготовление чертежа, решение в общем виде, вычисление, запись ответа; это тоже анализ.

Подобных примеров можно привести еще очень много.

Заметим, что умение разложить объект исследования на составляющие – необходимое условие, обеспечивающее успех любой деятельности.

Обучение анализу

Для того чтобы обучить анализу, вначале знакомимся с тем, что в учебном предмете «физика» может быть подвергнуто анализу, т.е. с анализируемыми объектами.

Объект – нечто, что существует: тело, вещество, явление, событие и др.

В объекте можно выделить:

- детали (если объект является предметом, установкой, машиной, электрической схемой),

- признаки (если объект – явление, процесс, предмет),

- функции (если объект – прибор, машина, установка),

- фрагменты содержания разного смысла (если объект – текст, видеофильм, условие задачи).

Задания для выполнения анализа

Для закрепления и развития умения анализировать можно предложить несколько типов заданий.

Ø Анализ при работе с учебником

Задание 1. Составить план параграфа или статьи (для этого можно дать название каждому абзацу)

Задание 2. Найти в нескольких параграфах учебника сведения для заполнения одной из следующих таблиц.

Таблица 2.1 – Какие явления изучили в пройденной теме

Название

явления

В чем оно заключается

Чем его объясняют

Свойства или признаки

Где проявляется или где применяется

1

2

3

4

Таблица 2.2 – С какими физическими величинами познакомились

Название

величины

Что она характеризует

Определение

или смысл

Какой буквой

обозначают

Единица

измерения

Каким

прибором

измеряют

По какой формуле

рассчитывают

1

2

3

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...

Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых классов
Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы: Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; опр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0409