Педагогика и образование » Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики » Приёмы формирования основных мыслительных операций

Приёмы формирования основных мыслительных операций

Страница 1

В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции.

Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.

Где используется анализ

Процедура анализа – составная часть всякого научного мышления, научной работы.

Его используют в логике для выяснения структуры рассуждений.

Он находит широкое применение в медицине.

Перед различными строительными проектированиями вначале тоже выполняют анализ.

Химики делают химический анализ, цель которого установить, из каких веществ состоит исследуемый объект.

Анализ необходим для создания и функционирования автоматов, распознающих речь.

Электро- и радиотехники делают анализ для того, чтобы разобраться в схеме и ее работе: они мысленно разделяют схему на узлы и выясняют состав и назначение каждого.

Решение задачи всегда «разбивают» на шаги: знакомство с условием, запись данных, изготовление чертежа, решение в общем виде, вычисление, запись ответа; это тоже анализ.

Подобных примеров можно привести еще очень много.

Заметим, что умение разложить объект исследования на составляющие – необходимое условие, обеспечивающее успех любой деятельности.

Обучение анализу

Для того чтобы обучить анализу, вначале знакомимся с тем, что в учебном предмете «физика» может быть подвергнуто анализу, т.е. с анализируемыми объектами.

Объект – нечто, что существует: тело, вещество, явление, событие и др.

В объекте можно выделить:

- детали (если объект является предметом, установкой, машиной, электрической схемой),

- признаки (если объект – явление, процесс, предмет),

- функции (если объект – прибор, машина, установка),

- фрагменты содержания разного смысла (если объект – текст, видеофильм, условие задачи).

Задания для выполнения анализа

Для закрепления и развития умения анализировать можно предложить несколько типов заданий.

Ø Анализ при работе с учебником

Задание 1. Составить план параграфа или статьи (для этого можно дать название каждому абзацу)

Задание 2. Найти в нескольких параграфах учебника сведения для заполнения одной из следующих таблиц.

Таблица 2.1 – Какие явления изучили в пройденной теме

Название

явления

В чем оно заключается

Чем его объясняют

Свойства или признаки

Где проявляется или где применяется

1

2

3

4

Таблица 2.2 – С какими физическими величинами познакомились

Название

величины

Что она характеризует

Определение

или смысл

Какой буквой

обозначают

Единица

измерения

Каким

прибором

измеряют

По какой формуле

рассчитывают

1

2

3

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Возникновение воспитания
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной жизни; и если процесс общения ребенка и среды будет не организован, то воспитательное воздействие приобретет стихийный характер. Результаты такого воздействия могут быть весьма непредсказуемыми. Формирование человека как личности требует от ...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Почему неуспевающие дети — это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки з ...

Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследова ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.2497