В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции.
Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.
Где используется анализ
Процедура анализа – составная часть всякого научного мышления, научной работы.
Его используют в логике для выяснения структуры рассуждений.
Он находит широкое применение в медицине.
Перед различными строительными проектированиями вначале тоже выполняют анализ.
Химики делают химический анализ, цель которого установить, из каких веществ состоит исследуемый объект.
Анализ необходим для создания и функционирования автоматов, распознающих речь.
Электро- и радиотехники делают анализ для того, чтобы разобраться в схеме и ее работе: они мысленно разделяют схему на узлы и выясняют состав и назначение каждого.
Решение задачи всегда «разбивают» на шаги: знакомство с условием, запись данных, изготовление чертежа, решение в общем виде, вычисление, запись ответа; это тоже анализ.
Подобных примеров можно привести еще очень много.
Заметим, что умение разложить объект исследования на составляющие – необходимое условие, обеспечивающее успех любой деятельности.
Обучение анализу
Для того чтобы обучить анализу, вначале знакомимся с тем, что в учебном предмете «физика» может быть подвергнуто анализу, т.е. с анализируемыми объектами.
Объект – нечто, что существует: тело, вещество, явление, событие и др.
В объекте можно выделить:
- детали (если объект является предметом, установкой, машиной, электрической схемой),
- признаки (если объект – явление, процесс, предмет),
- функции (если объект – прибор, машина, установка),
- фрагменты содержания разного смысла (если объект – текст, видеофильм, условие задачи).
Задания для выполнения анализа
Для закрепления и развития умения анализировать можно предложить несколько типов заданий.
Ø Анализ при работе с учебником
Задание 1. Составить план параграфа или статьи (для этого можно дать название каждому абзацу)
Задание 2. Найти в нескольких параграфах учебника сведения для заполнения одной из следующих таблиц.
Таблица 2.1 – Какие явления изучили в пройденной теме
|
Название явления |
В чем оно заключается |
Чем его объясняют |
Свойства или признаки |
Где проявляется или где применяется |
|
1 | ||||
|
2 | ||||
|
3 | ||||
|
4 |
Таблица 2.2 – С какими физическими величинами познакомились
|
Название величины |
Что она характеризует |
Определение или смысл |
Какой буквой обозначают |
Единица измерения |
Каким прибором измеряют |
По какой формуле рассчитывают |
|
1 | ||||||
|
2 | ||||||
|
3 | ||||||
|
4 |
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...
Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрас ...
Приёмы формирования основных мыслительных операций
В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или яв ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.