Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством профориентационных игр

Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством профориентационных игр

Страница 2

Полученные результаты позволяют лишний раз задуматься о том, каким должно быть профессиональное консультирование старшеклассников. Очевидно, что без традиционных опросников не обойтись. И профессиональная направленность и профессиональные интересы должны быть учтены при выборе профессии. Однако ни один из опросников не позволяет проникнуть в личностный компонент любой профессии.

Отсюда вывод: факт очевидный - игровые технологии необходимо использовать в профориентационной работе с учащимися. Главные достоинства профориентационных игр - их наглядность, эмоциональная насыщенность, а также - возможность моделировать вместе со школьниками сложные аспекты профессионального и жизненного самоопределения.

Профориентационные игры позволяют рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора: планировать дальние и ближние перспективы профессионального развития; зримо представить профессии; рассмотреть различные внешние и внутренние препятствия на пути к профессиональным и жизненным целям; моделировать сам процесс профессионального выбора. Знакомство с миром профессий - лишь одна из задач профориентации, поскольку от знакомства до выбора может быть достаточно далеко (как от простого интереса до сознательного выбора).

Выбор профессии - длительный процесс, который можно сопоставить с основными этапами развития личности человека, как самопознания. Известно также, что личностная и социальная зрелость у современных школьников в силу объективных причин наступает несколько позже, чем это было раньше. Понятно, что данное обстоятельство является объективным фактором, задерживающим становление готовности учащихся к выбору профессии. Это, в основном, и обусловило наше обращение в исследовании к старшему школьному возрасту, который характеризуется существенными изменениями в эмоциональном, когнитивном и регулятивном компонентах самопознания. В этом возрасте отмечается также рост интеллектуальных возможностей, интенсивное становление системы моральных понятий, жизненных ценностей и мировоззрения в целом. Развитие временной перспективы личности и, связанной с ней ориентации старших школьников на отдаленные цели, усиление познавательной потребности в профессиональной тематике напрямую связаны с такими личностными новообразованиями, как «самоопределение, связанное с будущим», «профессиональная направленность», представление о профессиональной общности, в которую учащийся включает себя в перспективе.

Использование игр, как средства управления профессиональным самоопределением, в последние годы начинает осознаваться, как необходимость. Разработка специальных игровых средств для коллективных профориентационных занятий должна быть ориентирована на достижение таких психолого-педагогических целей, как: развитие познавательной активности учащихся, направленной на самостоятельный поиск информации профориентационного характера; формирование навыков, умений самостоятельной ориентировки в мире профессий, в содержании отдельно взятой профессиональной деятельности; воспитание у учащихся общественно ценных ориентаций и установок по отношению к труду.

Рассматривая игровые средства со стороны их механизма, мы разделяем точку зрения Н.С. Пряжникова о том, что:

1. Игра, есть условность, которая может проявляться либо, как условность представления, либо, как условность состязания;

2.Функционирование игры создается системой правил, которые в основном и определяют взаимоотношения их участников.

В основу использованных игр были положены психолого- педагогические принципы, характерные для профориентационных игр: про- блемность, совместная деятельность участников игры, диалогическое общение и взаимодействие участников, двупланновость игровой деятельности. Со стороны функциональной направленности большинство игр следует отнести к двум группам:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Теоретическое обоснование исследовательского метода
Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и одновременно усвоения знаний и умений на третьем уровне необходим давно в педагогической практике применяющийся исследовательский метод. С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную ...

Роль игры в развитии пространственных представлений у детей
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А ...

Психологические особенности усвоения младшими школьниками русского языка
Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0195