С позиций педагогического подхода семья анализируется как педагогическая система и включает такие компоненты воспитательного потенциала, которые образуют педагогическую направленность семейного воспитания.
С точки зрения психологического подхода к анализу компонентов воспитательного потенциала семьи, исследователи (М.О. Ермихина, Н.Н. Посысоева и др.) выделяют следующие компоненты:
1) психологическая атмосфера семьи;
2) характер детско-родительских отношений;
3) морально-психологический климат семьи;
4) система межличностных отношений между членами семьи;
5) уровень психолого-педагогической культуры родителей;
6) индивидуально-типологические особенности личности родителей.
В рамках социально-культурного подхода рассматривается понятие «потенциал семьи» (как часть стартового потенциала детства). Данный подход опирается на концепцию жизненных шансов М. Вебера и теории социокультурного капитала П. Бурдье, рассматривающих стартовый потенциал детства (жизненные шансы ребенка на доступ к социокультурном благам). Зарубежные авторы в данном феномене выделяют внутреннюю (природный старт) и внешнюю структуры. Внешняя структура, главным образом, представлена потенциалом семьи, осиновыми компонентами которого являются следующие:
1) социальный статус (экономические, образовательные, психологические и др. параметры);
2) социальное здоровье семьи (социальная адаптация и качество жизни семьи в современных социально-экономических условиях);
3) ориентация на осознанное родительство (родительские установки и их эспектакции (ожидания) относительно будущего ребенка).
В русле социально-экономического подхода воспитательный потенциал семьи рассматривается с позиций возможности проведения на практике мониторинга реализации воспитательного потенциала семьи, то есть отслеживания измеряемых результатов. В русле социально-экономического подхода, под мониторингом воспитательного потенциала семьи следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему сбора, хранения и анализа статистической и социологической информации, с целью оценки воспитательного потенциала семьи, перспектив его развития, используемых при принятии управленческих решений и выработки рекомендаций по семейной и социальной политике.
В русле интегративного подхода ряд исследователей (А.А. Чуприна, А.И. Гуров) приводят системный анализ компонентов, образующих воспитательный потенциала семьи, выделяя 4 компонента:
I. Биологический компонент (определяется наследственностью).
II. Психологический компонент (наличие или отсутствие структурных единиц в семье, психологический климат в семье, наличие или отсутствие социальных ролей для каждого члена семьи; выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей, уровень интеллектуального развития родителей, нравственно-психологический климат семьи).
III. Экономический компонент (уровень доходов, наличие жилья).
IV. Социальный компонент (принадлежность к определенной этнической группе, социальный статус родителей, их образование, профессия, культурный и духовный уровень).
Каждый из перечисленных компонентов оказывает определенное влияние на воспитательный потенциал семьи.
Таким образом, на основании изученной литературы по проблеме современных тенденций семейного воспитания в нашей стране, можно сформулировать следующие выводы:
1. Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих.
2. В современных условиях трансформации белорусского общества происходят изменения исторического типа белорусской семьи. Меняется структура семьи (модели), происходят социально-демографического характера изменения (снижение уровня брачности, рост числа разводов, депопуляция). К особенностям развития современной семьи относятся: специфика социального уклада в городской и сельской семье; чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе; происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей; идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи; уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей; увеличение числа разводов; увеличение числа однодетных семей.
Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной
дисциплины
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое . В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренк ...
Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста
Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, свя ...
Классификация моделей по фактору времени
По фактору времени модели делятся на: - Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту); - Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.