Педагогика и образование » Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью » Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Страница 1

В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов.

У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для занятий, но и подготовить самих детей к изображению того или иного предмета, явления и т.п. Эта задача решается путем организации предварительной работы к занятиям. Рассмотрим основные методы и приемы, которые может использовать педагог в ходе предварительной работы с детьми разного возраста.

На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово. Загадки, стихи на различные темы (времена года, животные, растения и пр.) доступны и понятны детям, формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Поэтическое слово помогает детям обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов ребенок начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались; то есть поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает детям узнать знакомый образ в новых вариациях. Учитывая сформированные у детей представления, можно заострить их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник иллюстрирует текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, используя различные средства выразительности (линии, цвет и т, д.). Стихи должны быть доступными и понятными детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.

Поэтическая характеристика формы предметов, индивидуальных особенностей образов, действий способствует более точным движениям руки под контролем зрения, их плавности и ритмичности. Лирические строки помогают обучать детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, как бы подсказывают возможность передачи образа («Как быстро по небу бегут облака .»), отражения связи между предметами с помощью линии («Зашумела, разгулялась в поле непогода .»). Своеобразно можно передавать пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов изображать линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми, они «печалятся и радуются», разговаривают на своем языке. Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет знания о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках, различиях. Особой организации требуют наблюдения, цель которых — познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, "которые проводятся на прогулках и экскурсиях. В течение всего года дети знакомятся с различными явлениями природы, с последовательностью месяцев в году, их названиями и основными признаками, а также разучивают стихотворения о временах года, о месяцах. С детьми организуются наблюдения за изменениями в природе. За несколько дней до занятия рисованием следует провести итоговую беседу, уточняющую характерные признаки каждого месяца и типичного для него сельскохозяйственного труда, вспомнить стихотворения о месяцах. В конце беседы нужно предложить каждому подумать, о каком месяце он будет рисовать и что хочет изобразить.

Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений.

Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательнре восприятие.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методики диагностики детских интеллектуальных способностей: от теории – к практике
Проблема выявления уровня одаренности детей актуализируется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы объявляется весной, но часто затягивается до сентября. Ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объективно ...

Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...

Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1139