Педагогика и образование » Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью » Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Страница 2

Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,— говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина других частей, их расположение по отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком, или передача его не обязательна (например, в лепке), если дети могут выбрать цвет по своему желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать. Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть,, например, пароход, людей, животных в натуре,, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечать, как по-разному их изображают в своем творчестве художники. Ведь каждый художник показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому.

Рассматривая произведения искусства, дети узнают знакомые образы, называют художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Рачева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебедева, учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (линию, цвет, дальний и передний план). (Например, художник Е. И. Чарушин тонкими, порой едва заметными линиями изображает мягкую пушистую фактуру меха у животных, разнообразное по очертанию оперение у птиц.) Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства рекомендуется проводить не менее одного раза в месяц. Они могут быть посвящены виду искусства (живописи, графике), жанру (пейзажу, портрету) или определенной тематике.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний рекомендуется использовать дидактические игры («Какое дерево лист потеряло», «Понаблюдай и нарисуй», «Проведи не отрывая руки», «Времена года», «Части суток», «Пейзаж», а также элементы игры-драматизации (передача образов животных, птиц или сказочных героев), подвижные игры (имитирующие движения персонажей). Благодаря игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а передают в изображениях образы игры.

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовывать самостоятельную изобразительную деятельность детей.

Для развития формообразующих движений руки нужны ясные, отчетливые представления о предмете. Поэтому необходимо учить детей воспринимать те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения: форму, строение, величину, цвет. Для этого целесообразно использовать различные упражнения такие, как «Рисование сухой кисточкой», «Рисуем в воздухе», «Дорисуй», «Выложи, как я», «Покажи, как слепить» и т.д. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей - это способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. Рисующая рука лучше «запоминает» нужное движение, закрепляется координация движений рук и глаз, след от проделанного руками движения остается в двигательных центрах коры головного мозга.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Планирование театральной студии "Арлекино"
Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывае ...

Социальная дезадаптация
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психо ...

Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В данном параграфе представлены и описаны основные этапы эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования по реализации со ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru