Педагогика и образование » Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью » Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

Страница 2

Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,— говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина других частей, их расположение по отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком, или передача его не обязательна (например, в лепке), если дети могут выбрать цвет по своему желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать. Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть,, например, пароход, людей, животных в натуре,, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечать, как по-разному их изображают в своем творчестве художники. Ведь каждый художник показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому.

Рассматривая произведения искусства, дети узнают знакомые образы, называют художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Рачева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебедева, учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (линию, цвет, дальний и передний план). (Например, художник Е. И. Чарушин тонкими, порой едва заметными линиями изображает мягкую пушистую фактуру меха у животных, разнообразное по очертанию оперение у птиц.) Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства рекомендуется проводить не менее одного раза в месяц. Они могут быть посвящены виду искусства (живописи, графике), жанру (пейзажу, портрету) или определенной тематике.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний рекомендуется использовать дидактические игры («Какое дерево лист потеряло», «Понаблюдай и нарисуй», «Проведи не отрывая руки», «Времена года», «Части суток», «Пейзаж», а также элементы игры-драматизации (передача образов животных, птиц или сказочных героев), подвижные игры (имитирующие движения персонажей). Благодаря игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а передают в изображениях образы игры.

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовывать самостоятельную изобразительную деятельность детей.

Для развития формообразующих движений руки нужны ясные, отчетливые представления о предмете. Поэтому необходимо учить детей воспринимать те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения: форму, строение, величину, цвет. Для этого целесообразно использовать различные упражнения такие, как «Рисование сухой кисточкой», «Рисуем в воздухе», «Дорисуй», «Выложи, как я», «Покажи, как слепить» и т.д. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей - это способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. Рисующая рука лучше «запоминает» нужное движение, закрепляется координация движений рук и глаз, след от проделанного руками движения остается в двигательных центрах коры головного мозга.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сущность мотивации
Не смотря на постоянные усилия по выяснению природы потребностей, содержание этого понятия остается весьма неопределенным. Необходимо помнить, что понятие потребности вводится как теоретический конструкт для объяснения активности живых существ. В психологии давно произошел отказ от взглядов на мышл ...

Виды проблемного обучения и основные методы
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...

Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0387