Педагогика и образование » Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога » Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Страница 1

Первую из рассматриваемых моделей формирования ЗОЖ–медицинскую – часто именуют профилактической. Она полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной (познавательной); её иногда называют моделью ЗОП (знание, отношение, поведение). Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определённого стиля поведения, он начнёт относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определённая вещь полезна для здоровья, знание об этом автоматически приведёт к положительному отношению и соответствующему поведению.

Такой взгляд оказался упрощённым и редко оправдывающимся на практике. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения. Фактологическое образование необходимо, но оно имеет шанс радикально изменить поведение индивида только в том случае, если сообщаемая информация нова для него. Однако после первоначального эффекта, произведённого новой информацией, она уже не играет значительной роли. Например, школьные программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, как выяснилось, не оказывают влияния на распространение курения среди подростков. Почти любой школьник может перечислить те нежелательные последствия для здоровья, которые связаны с курением, однако многие из них, тем не менее, курят. Чисто информативные программы борьбы с курением могут дать эффект только там, где детям не известны вредные свойства табачного дыма; к тому же наиболее серьёзная угроза для здоровья в связи с курением возникает в более позднем возрасте. Болезни – ещё слишком далёкая перспектива, чтобы волновать детей, которые зачастую не знают, что в действительности представляет собой то или иное заболевание. Школьные программы, рассматривающие различные факторы риска для здоровья, скучны, излишне назидательны и часто лишь провоцируют нежелательное поведение подростков.

Итак, одна только информация недостаточна для того, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении своего здоровья – решение принимается на основании имеющейся информации, но нужно ещё и умение принимать решения. Поэтому появилась психолого-педагогическая (образовательная) модель формирования ЗОЖ, которая пошла по стопам медицинской. Одним из основных стал следующий принцип: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент делается на обучении навыкам, необходимым для принятия решения.

Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу её легли представления о стадиях принятия решения о своём здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:

Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;

Выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;

Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;

Поиск информации, важной для возможных альтернатив;

Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;

Составление детального плана для осуществления поведения, учёт возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.

Антитабачные школьные программы представляют собой хороший пример модели взглядов на здоровье в действии. Первый вопрос трансформируется в следующий: являются ли рак лёгких, сердечнососудистые заболевания и бронхит серьёзными болезнями? Дети часто просто не знают, о чём идёт речь, и тогда процесс принятия соответствующего решения обрывается в самом начале. Однако если выполняются рекомендации и детям демонстрируются непосредственные, сразу заметные последствия курения, подросток, вероятнее всего, поймёт их серьёзность. Второй этап требует оценки риска лично для себя. Рак лёгких, заболевания сердечнососудистой системы, бронхит – угрозы слишком отдалённого будущего, чтобы принимающий решение подросток ощутил их как личный риск, но те непосредственные проявления, о которых шла речь выше, опять, же могут преодолеть это препятствие, если они должным образом продемонстрированы. Тем не менее, невозможность ощутить лично для себя угрозу наиболее серьёзных заболеваний, связанных с курением, привела к провалу многих традиционных школьных антитабачных программ. Если молодые люди доходят до третьего этапа, они чаще всего обращают внимание на социальные потери. Не потеряют ли они своего молодого человека (девушку), если решат отказаться от курения (начать курить)? Не лишатся ли они некоторых психологических преимуществ: успокоения нервов, уверенности в себе, способности выглядеть «крутым»? Не начнут ли наращивать вес? Довольно расплывчатое обещание «лучшего здоровья» не особенно много значит для молодёжи, поэтому подростки часто предпочитают сохранить социальные и психологические преимущества, даваемые курением, и пренебречь отдалённым воздаянием за отказ от него.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Применение исследовательского метода обучения при организации производства в школе
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение ...

Этапы проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучен ...

Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам
Как было сказано выше, одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0199