Создавать атмосферу осуждения тех коллег, кто своими трудами и другой деятельностью способствует обоснованию расистских и националистических взглядов среди населения, а также симпатизирует разрушителям общественного порядка и конституционно-правовых основ государства;
Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки о роли и значений различных культурных традиций и межкультурного диалога.
В статье О.А. Гривы «Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе» выделены следующие факторы развития толерантности:
Просвещение – процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своего народа, этноса, рода, семьи; осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Золотое правило нравственности – не пожелай другому того, чего не пожелал бы себе – должно стать нормой человеческих коммуникаций. Непременным условием формирования толерантности сознания является также знакомство с богатством культур народов, чувство сопричастности ей, ощущение себя частью целостного мира – вот те мотивы, которые составляют основания для толерантного поведения личности. Не менее важно просвещение в области этнопсихологических и этнопедагогических особенностей личности.
Так, понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, адекватные реакции в процессе взаимодействия – все это путь развития толерантного сознания и поведения.
Велико влияние этнопедагогического компонента. По словам К.Д. Ушинского, «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» и «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое». Поэтому этнопедагогика является одним из важнейших рычагов воздействия в процессе воспитания толерантной личности.
Обучение толерантности включает в себя серию психолого-педагогических тренингов, выполняющих следующие задачи:
знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания;
стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий;
обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия в семье, школе, на улице, в других сферах жизнедеятельности.
Автор считает, что проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей.
Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. Процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).
Проблема воспитания толерантной личности как общесоциальная проблема, может быть решена по мнению автора при соблюдении следующих общих принципов и условий:
Уважительного отношения к представителям других национальностей и религий.
Знакомства детей, молодежи, населения с традициями, культурой, историей своего народа.
Соответствующей педагогической культуры воспитателей.
Возможности национального и религиозного просвещения для каждого народа; создания и функционирования национально-культурных, религиозных и других организаций; поддержки государством национально-культурных принципов.
Отсутствия давления со стороны международных, национальных и религиозных организаций.
В книге М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчука «Воспитание толерантности у школьников» выделены следующие условия развития этнической толерантности.
По мнению авторов успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной – коллективной и групповой – деятельности учащихся на уроке. Это связано, главным образом с попытками интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельно ...
Учение как благо и повинность
К XVI—XVII вв. в Западной Европе сформировался новый по тем временам тип рациональности, соединившей эксперимент с математическим описанием реальности и рефлексивно "технологическим" отношением к деятельности мышления (постановка проблемы "метода" и ее специальная целенаправленн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.