Педагогика и образование » Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков » Педагогические условия воспитания толерантности

Педагогические условия воспитания толерантности

Страница 5

Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

Принцип индивидуальности предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации, самораскрытия.

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивости системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Таким образом, анализ различных подходов позволяет нам выделить наиболее значимые социально-психологические условия развития этнической толерантности личности:

Просвещение. Педагоги должны ознакомить с тем, что в мире существует множество национальностей со своими этнокультурными традициями, нормами поведения, материальной культурой. По международным правовым актам каждая из национальностей имеет равное право на существование. Не должна проявляться дискриминация по национальным, расовым, религиозным признакам. Важно при формировании этнической толерантности дать как можно больше информации о той или иной культуре, традициях народов. Нужно организовать просвещение, чтобы разрушить негативные стереотипы о различных национальностях и сформировать положительные стереотипы.

Формирование позитивного ценностного отношения к культурному многообразию и негативного отношения к проявлениям национализма, шовинизма. Добиться не только того, что бы подросток не проявлял межэтнической розни и притеснений представителей других национальностей и расового облика, но и того, чтобы этот подросток сам пресекал такие проявления среди сверстников.

Организация накопления позитивного опыта межэтнического взаимодействия и общения. Дети будут более толерантны, если они будут не только знать культуру и традиции той или иной национальности, но и будут больше общаться с представителями этого этноса, вместе планировать и осуществлять различную деятельность.

Педагогическими условиями развития этнической толерантности подростков, на наш взгляд, выступают организация освоения ими умений межкультурное взаимопонимание и взаимодействие и использование педагогических методов, вызывающих рефлексию подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как социально-педагогическая проблема
В третье тысячелетие человечество входит с большими достижениями в области научно-технического прогресса, связанными с широким применением разнообразных технологий. Уровень современного производства определяют информация и творчество. Мировой опыт свидетельствует: из-за быстрой смены технологий за ...

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...

Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1266