Педагогика и образование » Процесс формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста » Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»

Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»

Страница 2

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни. Лучше делать эту работу в процессе режимных моментов. Например, воспитатель обращает внимание детей на то, что они сначала вымыли руки, а потом садятся есть; в спальне перед сном внимание детей заостряется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а потом лягут в кроватки.

Обращение к повседневному опыту детей, активное припоминание того, как они поступают в жизни, способствуют осмыслению ими логической последовательности игровых действий.

Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять такие игровые действия, которые требуют от них осуществления подготовительных действий. Например, взрослый предлагает ребенку: "Давай выкупаем твою дочку. Что нужно для этого сделать?" Под руководством педагога ребенок планирует игровые действия, а затем переходит к их выполнению. Обучение, проводимое с учетом указанных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.

Для того чтобы обогатить и разнообразить игры детей, а также закрепить приобретенные ранее игровые умения и навыки, необходимо вводить в игру разнообразные игрушки. Путем показа и обыгрывания учитель-дефектолог привлекает внимание детей к игрушкам-животным, куклам, матрешкам, солдатикам, раскрывает способы игры в них. Перенос ранее усвоенных действий на новые игрушки в другую, пусть сходную, но не тождественную обстановку особенно важен для умственно отсталых детей, так как способствует преодолению косного стереотипа, характеризующего их мышление и деятельность.

На этом этапе обучения педагог должен активно стремиться к тому, чтобы ребенок находил сюжеты для своих игр не только из показа, но и из повседневной жизни. Руководя игрой ребенка, педагог должен подсказывать ему сюжетные действия, которые он мог неоднократно наблюдать в жизни: "Твоя дочка заболела? Что нужно сделать? Как ей помочь?", "Ты накормила Таню, а посуда грязная. Что нужно вделать?" и т. п. Подобного рода инструкции в сочетании с помощью педагога хорошо воспринимаются детьми, они воспроизводят события, участниками которых являлись сами или наблюдали в повседневной жизни.

Программа предлагает начать обучение сюжетно-ролевым играм с усвоения детьми ролей, которые наиболее близки им по содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, няни). При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни. Правильное отображение ребенком в игре взаимоотношений между персонажами возможно лишь в том случае, если этому предшествует целенаправленное обучение. Так, подводя ребенка к игре "в маму", педагог должен помочь ему создать соответствующую игровую ситуацию, как бы ввести в роль. Обращаясь к ребенку, педагог говорит: "Вот эта кукла будет твоей дочкой. А ты ее мамой. Как тебя зовут? Мама Оля. А как мы назовем твою дочку? Света. Посмотри, какая у тебя хорошая дочка. Какие у нее синие глазки, мягкие волосы. Погладь ее по головке. Вот так, хорошо. Света хорошая дочка, она будет тебя любить и слушаться. А ты любишь свою дочку? Она еще маленькая, ее нужно жалеть, любить. Ты будешь ее одевать, ходить с ней гулять, кормить ее. А сейчас свари для Светочки кашку".

Следующим этапом в обучении детей ролевой игре является овладение ими ролями с обобщенным значением: шофера, доктора, медсестры, повара, продавца и т. п. Каждая такая игра требует проведения разносторонней подготовительной работы. Так, для того, чтобы научить детей играть "в автобус", педагог должен провести разнообразные экскурсии-показы, во время которых шофер предстанет перед детьми не только как исполнитель ряда специфических действий, но и как водитель автобуса с пассажирами. Следует уделить особенное внимание эмоционально-нравственному аспекту отношений: шофер помогает людям, он добрый, отзывчивый; он везет в детский сад детей, взрослых - на работу и т. п.

Организация и проведение ролевых игр с умственно отсталыми детьми являются сложной задачей еще и потому, что они не могут и не умеют самостоятельно переносить увиденные явления в игру. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у умственно отсталых дошкольников "слабая заражаемость" увиденным, что, по-видимому, связано как со слабо развитым интересом к окружающему, так и с недостаточным развитием воспроизводящего воображения и эмоционально-волевой сферы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов п ...

Индивидуальная коррекционно – воспитательная работа
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологамн с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принад ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru