Педагогика и образование » Процесс формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста » Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»

Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»

Страница 3

Из опыта руководства игрой младших дошкольников известно, что появлению интереса способствует внесение в игру реальных предметов и натуральных продуктов. Маленькие умственно отсталые дети охотно варят обед из настоящих продуктов, с удовольствием вращают настоящий руль, стирают белье в воде мылом и т. п. Условность, требующая достаточно развитого воображения, зачастую тормозит игру умственно отсталого ребенка, лишая его удовольствия. Поэтому в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре целесообразно использовать реальные предметы и натуральные продукты. Однако не следует перенасыщать ими игру. Опыт показывает, что в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре достаточно дать детям один-два объекта, чтобы заинтересовать их, вызвать желание играть. Впоследствии дети, освоившие предметный план игры, легко воспринимают присущую ей условность.

Одним из важных моментов в руководстве ролевой игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре. Опыт работы с умственно отсталыми дошкольниками шести-семи лет показывает, что, выполняя какую-либо роль, дети не всегда осознают это. Начиная играть, они обычно охотно соглашаются и действуют поначалу в соответствии с ролью, однако очень быстро отвлекаются и переходят к обычным действиям с игрушками. В таких случаях педагог должен включиться в игру ребенка, напомнить о взятой им на себя роли, выяснить, как ребенок представляет себе дальнейший ход игры. Выяснив, например, что он хочет играть роль водителя автобуса, педагог создает игровую ситуацию типа: "Ты шофер, ведешь автобус. Тебя на остановке ждут люди. Там стоят дети со своими родителями - они собрались в детский сад, а автобуса все нет и нет. Поезжай скорее на остановку" и т. п. Эмоциональное включение педагога в игру ребенка способствует осознанию им своей роли, ведет к лучшему пониманию взаимоотношений между тем, в кого он играет, его "работой" и теми, для кого он "работает".

Эффективное воздействие на коллективную игру оказывает включение в нее педагога и руководство им игрой не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого он взял на себя. Так, выступая в роли пассажира автобуса, который ведет ребенок-шофер, педагог как бы углубляет игровую ситуацию, максимально приближая ее к реальной; покупает у водителя билет, просит называть остановки и т. п. Включившись в игру детей, дефектолог направляет ее в нужное русло, подсказывает ход событий, помогает развить сюжет.

Обучение умственно отсталых дошкольников сюжетно-ролевым играм должно включать в себя следующие этапы:

- проведение целенаправленных наблюдений с учетом темы предстоящей игры;

- беседы об увиденном, в ходе которых выявляются, уточняются представления детей;

- подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

- проведение игры в упрощенном варианте (отдельные фрагменты, эпизоды);

- развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Для того чтобы игры детей были более интересными и разнообразными, необходимо учить их формировать замысел игры. С этой целью педагог должен:

- выяснить, во что собираются играть дети;

- помогать им планировать предстоящую игру, направлять на самостоятельные поиски решения;

- оказывать помощь детям в реализации замысла, в распределении ролей, в определении сюжетных линий.

Для обновления уже хорошо знакомых детям игр необходимо проводить специальную работу с целью их видоизменения. Для этого детей водят на тематические прогулки, рассматривают с ними диафильмы, различные иллюстрации, изображения, включают в игру новые предметы и атрибуты. От детей следует добиваться того, чтобы в своих играх они передавали не только действия взрослых, но и их взаимоотношения (отношения врача и больного, продавца и покупателя, шофера и пассажиров и т. п.). Следует пресекать изображение детьми отрицательных явлений, поступков. Подражая взрослым во время игр, дети должны проникаться положительными чувствами. Игра призвана служить средством воспитания в детях доброты, отзывчивости, уважения к труду взрослых.

Для развития игровой деятельности умственно отсталых детей среднего возраста необходимо проводить драматизацию хорошо известных им сказок. Таких, как "Теремок", "Репка", "Колобок" и др. Их проведению предшествует знакомство со сказкой, эмоционально и живо рассказанной педагогом, иллюстрация всех действий с помощью персонажей кукольного театра, фанерных изображений и т. п.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе.
«Любая реформа образования — это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменени ...

Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков
Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удм ...

Гуманно-личностная технология
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.039