непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
II. Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности школы направлены на отработку модели «Общеобразовательная школа – школа полного дня» и работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции, профильные смены.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов:
«Проектная деятельность школьников в системе «Школа 2100»;
«Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;
«Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
«Школьное научное общество учащихся»;
ноосферное развитие;
организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы школьников;
курс «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся».
1. Проект «Проектная деятельность детей среднего дошкольного возраста в системе «Школа 2100».
Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Программа позволяет
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
2. Проект «Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии».
Применение метода проектов на уроках:
проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (экспериментально-исследовательские) и на передачу знаний (образовательные: выступление школьников в роли учителей, методистов, авторов учебников); иностранный язык – работа с информацией (в т.ч. составление своих информационных объектов) и общение на изучаемом языке;
проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – формирование культуры (физической, технологической, эстетической): на уроках физкультуры – проекты по подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников; на уроках технологии – проекты полного цикла разработки каких-либо изделий (от проектирования до выбора технологий и изготовления); на уроках эстетического цикла – проекты по изготовлению продуктов декоративно-прикладного искусства и проекты с проведением музыкально-сценических мероприятий. Создание проблемных ситуаций; дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия.
проекты во внеурочное время.
Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания:
проведение наблюдений,
постановка опыта,
проблемный анализ текста,
подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
творческие работы.
Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии.
Проведение учебного эксперимента
Некоторые нетрадиционные формы занятий
применение исследовательского метода обучения
Психологические аспекты единого экзамена
Хотелось бы подчеркнуть, что все эти положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости исп ...
Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков
у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...
Особенности развития внимания у детей подросткового
возраста
Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточенн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.