Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» – экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» – контрольный класс), всего 28 человек.
Программа эксперимента предполагает выявление уровня развития письменной связной речи обучающихся, анализ учебного материала учебников по связной речи и выявление затруднений, которые испытывают учителя начальных классов в процессе развития связной речи обучающихся.
В объяснительной записке к программе по русскому языку в начальных классах отмечается, что работа по развитию речи детей начинается уже с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания и программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений.
Тематика сочинений определяется, в основном, темами и содержанием прочитанных произведений, рассматриваемых под руководством учителя картин, жизненными наблюдениями учащихся.
Программой исследования проблемы является анализ текстов учебников при работе по развитию письменной связной речи в вариативных моделях обучения («Школа России», «Школа 2100»), который проводился по определенным видам работ по развитию связной речи на основе текстов учебников по русскому языку.
Результаты анализа текстов учебника по русскому языку («Школа России» автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме (согласно данным таблицы 3).
Таблица 3 – Анализ видов работ по развитию письменной связной речи на основе текстов учебников (автор Т.Г. Рамзаева) (в %)
|
вид работы |
классы | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 | |
|
сочинение по рисунку |
3,88 |
3,36 |
1,35 |
1,7 |
|
анализ прочитанного |
12 |
9,3 |
7,5 |
11,8 |
|
устный пересказ |
0,7 |
1,3 |
0,9 |
0,7 |
|
словарная работа |
7,65 |
9,1 |
12,6 |
12,87 |
|
устный рассказ по теме |
2 |
2,84 |
1,2 |
2,6 |
|
письмо по памяти |
5,43 |
7,5 |
7,67 |
8 |
|
работа с пословицей |
- |
3,1 |
3,15 |
1,6 |
|
редактирование текстов |
1,5 |
1,8 |
6,6 |
9,2 |
|
развернутый ответ |
5,47 |
7,75 |
8,6 |
5,9 |
|
тематическое сочинение |
- |
1,8 |
4 |
4 |
|
устный рассказ по плану |
- |
1 |
0,9 |
- |
|
работа с загадкой |
1,8 |
2 |
5,4 |
3 |
|
озаглавливание текстов |
2 |
3,88 |
6,2 |
8,2 |
|
составление предложений |
3,47 |
3,35 |
7,5 |
4,9 |
|
дополнение текстов |
0,3 |
1,3 |
1,7 |
2 |
|
работа с образцовыми текстами |
12,6 |
13 |
22 |
40 |
|
письменное изложение |
- |
- |
3 |
5,2 |
|
Всего видов работ (кол-во) |
107 |
255 |
312 |
394 |
Мотивация учения. Классификация мотивов
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Мотив учения - это направленность ученика на различные сторон ...
Общая характеристика профессионально-педагогического
образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...
Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.